Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Аримбековой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 18 мая 2017 года
дело по иску собственников помещений многоквартирного дома в лице Захаровой А. Н. к Администрации города, Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о признании отсутствующим право муниципальной собственности на общее имущество собственников помещений многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Собственники помещений многоквартирного дома в лице Захаровой А.Н. обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> о признании отсутствующим право муниципальной собственности на общее имущество собственников помещений многоквартирного дома.
В обоснование требований указали, что собственником квартиры по адресу: <адрес> является Захарова А.Н., <адрес> принадлежит <данные изъяты>
Из ответа Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что на нежилое помещение <данные изъяты>
Однако это помещение в силу прямого указания закона является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, поскольку используется в качестве технического подвала. Оно предназначено для обслуживания более одного помещения, находящегося в доме, в нем содержится оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность всего дома.
Решение о передаче нежилого помещения 8П в муниципальную собственность собственниками помещений многоквартирного дома не принималось.
На основании изложенного просят признать отсутствующим право муниципальной собственности на нежилое помещение <данные изъяты>
<данные изъяты>
Представитель истца Кисина Е.И., действующая на основании доверенности (л.д.23), в судебном заседании позицию доверителя поддержала и пояснила, что в подвале не имеется каких-либо обособленных помещений, подвал имеет всего один вход и выход.
Кроме того, просила учесть, что Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> зарегистрировал право муниципальной собственности на подвальное помещение, однако от содержания данного имущества уклоняется, никакие платежи по ремонту и содержанию жилья не вносит. Подвальное помещение является общим имуществом собственников всех помещений многоквартирного дома.
Основания, по которым в <данные изъяты> была произведена государственная регистрация муниципальной собственности на подвальное помещение неизвестна.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ в удовлетворении ходатайства представителя Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> об отложении слушания дела судом отказано, поскольку указанная им причина неявки признана судом неуважительной. Кроме того, ответчик в ходатайстве не обозначил доказательства, которые лишен был возможности представить суду ввиду неявки в судебное заседание.
Суд с согласия истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст. 290 ГК РФ).
В силу п.1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Развернутое определение перечня элементов многоквартирного жилого дома, которые находятся в общей долевой собственности домовладельцев, было определено в Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах федеральной жилищной политики» и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».
С момента принятия Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» до настоящего времени основополагающим признаком общего имущества многоквартирного жилого дома является обслуживание нескольких, в том числе и всех, собственников квартир многоквартирного жилого дома. В судебном заседании установлено, что Захарова А.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Ложкин В.Г., Ложкина С.А. Ложкина С.В. – собственники <адрес> по тому же адресу на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,11).
Истцы прося т признать отсутствующим право муниципальной собственности на нежилое помещение <данные изъяты>, номера на поэтажном плане подвала <данные изъяты>
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> построенного заводом имени Куйбышева» утвержден акт государственной приемочной комиссии по приемки данного дома с подвалом, центрально-водяным отоплением, водопроводом, канализацией, электроосвещением, радиофиксацией, надворными постройками жилой площадью <данные изъяты>. Государственной комиссией составлен акт приемки здания (л.д.39-48).
В настоящее время жилой дом имеет адрес: <адрес>.
На обращение истца Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в реестре муниципального имущества <адрес> учитывался жилой дом по адресу: <адрес>, включенный в состав муниципальной собственности <адрес> на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О внесении изменений в план приватизации ОАО «Омскагрегат» в части передачи объектов в муниципальную собственность».
После проведения инвентаризации дома на выявление приватизированных помещений жилой дом исключен из реестра, при этом в состав муниципальной казны <адрес> включены неприватизированные нежилые помещения <данные изъяты>
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78На данные помещения зарегистрировано право муниципальной собственности, в результате чего они являются имуществом муниципальной казны <адрес>.
По указанным основаниям ответчик отказал в исключении данных нежилых помещений из реестра и передачи их собственникам помещений многоквартирного дома (л.д.14-15).
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение – подвал с кадастровым номером <данные изъяты> адресу: <адрес> <данные изъяты> находится в собственности муниципального образования городской округ <адрес>. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ, при этом в выписке указано, что сведения о документе-основании для регистрации права «не предоставляются» (л.д.29-33).
Из пояснений истца и представленных технических паспортов следует, что нежилое помещение 8П, номера на поэтажном плане подвала:<данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> является техническим подвалом, предназначенным для обслуживания проходящих в нем трубопроводов общедомовых систем отопления, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома (л.д.51-62).
Согласно акту ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в помещении находятся горизонтальные распределительные трубопроводы с отводами и вертикальные стояки отопления с запорными, спускными вентилями и устройствами слива теплоносителя, стояки и разводка холодного водоснабжения с запорными вентилями, системы горячего водоснабжения с запорными вентилями, водонагреватель для обеспечения жильцов дома горячей водой, автоматизированный тепловой узел, вводно-распределительное устройство для распределения и контроля поступающего электрического тока по жилому дому, общедомовой прибор учета на холодное и горячее водоснабжение, прибор учета электрической энергии, тепловой энергии, кабельные трассы и провода электрооборудования, которые проходят по техническому подвалу согласно требованиям установленных правил эксплуатации.
С места расположения присоединения теплофикационного ввода через весь подвал транзитом на многоквартирный дом по <адрес> проходит прямой и обратный трубопровод, состоящий на балансе <данные изъяты>». По всей длине подвала расположен горизонтальный, транзитный трубопровод, принадлежащий <данные изъяты>» для обеспечения холодного водоснабжения многоквартирных жилых домов № и № по <адрес>.
Подвал используется для технического обслуживания жилого дома, не может иметь смешанного функционального назначения и использоваться как помещение вспомогательное, автономно от всего дома (л.д.49-50).
По сведениям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ согласно журналу учета защитных сооружений на территории <адрес> и <адрес> в подвальных помещениях домов по адресу: <адрес> объекты гражданской обороны не числятся (л.д.76).
Таким образом, самостоятельным объектом недвижимости помещение подвала никогда не являлось. Его эксплуатация без создания препятствия для собственников по обслуживанию инженерных систем всех помещений невозможна.
Кроме того, в деле имеются фотоматериалы, которые также подтверждают, что в подвальном помещении находятся вышеперечисленные инженерные коммуникации (л.д.17-21,63-73).
Тот факт, что инженерные коммуникации - трубы холодного водоснабжения транзитно проходят через подвалы <адрес> № по <адрес> подтверждается ответом <данные изъяты>
Поскольку помещение <данные изъяты> адресу: <адрес>, обладает признаком общности, как направленным на удовлетворении потребностей собственников помещений дома в части инженерно-технического обслуживания, у них возник соответствующий титул и в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома, начиная с приватизации первой квартиры в доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, которая утратила силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда становились совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома.
По смыслу указанных норм, с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного данным Законом, жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.
В этой связи правовой режим подвальных помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.
Первая <адрес> по адресу: <адрес> была получена в собственность в порядке приватизации Ложкину В.Г., Ложкиной С.А. Ложкиной С.В. согласно регистрационному удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до момента передачи дома в муниципальную собственность (до ДД.ММ.ГГГГ).
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном жилом доме является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений на общее имущество такого дома.
Соответственно, у собственников Ложкиных как и у остальных собственников многоквартирного жилого дома, <данные изъяты> возникло право собственности и в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома.
В Определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-<данные изъяты> отмечено, что одним из оснований защиты права собственности на объект недвижимого имущества, осуществляемой посредством признания права отсутствующим, является факт регистрации права собственности на указанный объект за разными лицами, порождающий конкуренцию регистрационных записей в ЕГРП.
Вместе с тем отсутствие регистрационной записи о праве собственности на недвижимое имущество у лица, которому указанное право принадлежит в силу прямого указания закона и при этом не подлежит регистрации в ЕГРП, не может служить основанием для отказа такому лицу в иске о признании права отсутствующим, предъявленном к лицу, за которым право собственности на указанное имущество зарегистрировано в ЕГРП, поскольку в этой ситуации имеет место конкуренция равноценных доказательств наличия права на объект недвижимого имущества, которая не может быть устранена иными способами защиты гражданских прав.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав " также разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения ( право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Зарегистрированное право муниципального образования <адрес> на подвальное помещение нарушает имущественные права истцов на данный объект как на общее имущество собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно статьи 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома возможно только с согласия всех собственников помещений.
Такого согласия собственники помещений многоквартирного дома не давали, напротив, желают пользоваться общим имуществом жилого дома.
Допустимых, относимых и достоверных доказательств законности возникновения права муниципальной собственности на подвальное помещение в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.
Поскольку истцам как собственникам помещений многоквартирного дома принадлежит доля в праве общей долевой собственности на общее имущество, к которым относится и подвальное помещение дома, суд приходит к выводу, что право собственности у муниципального образования городской округ <адрес> как единственного лица на это имущество возникнуть не могло в силу закона.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что право собственности у муниципального образования городской округ <адрес> на не нежилое помещение <данные изъяты> по адресу: <адрес> отсутствует.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные истцами требования являются законными и обоснованными.
Следовательно, зарегистрированное право подлежит прекращению путем исключения из <данные изъяты>: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ <адрес> на нежилое помещение <данные изъяты>
Исключить из единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности муниципального образования городской округ <адрес> на нежилое помещение <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчики вправе подать в Первомайский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
заочное решение вступило в законную силу 07.07.2017