№ 2-4874/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2017 года г.Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края
в составе:
председательствующего: судьи Т.А. Лушер,
с участием истца Егорова Е.В., представителя истца по ордеру Степанюк А.В., представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Тишер А.Е.,
при секретаре: Н.С. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова Евгения Васильевича к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Территориальному отделу №1 ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что он проходил военную службу в в/ч 78019 в с. Новосысоевка Яковлевского района Приморского края, контракт заключен с сентября 1995 г., выслуга составляет: в календарном исчислении 22 года 05 мес. 04 дня, в льготном – 32 года 07 мес. 14 дней. Письмом за № 06-52/9-13737 от 30.12.2015 г. ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на том основании, что ему и его супруге на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 55,1 кв.м.Считает отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 15, 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащего», площадь жилого помещения на состав семьи 4 человека должна составлять 56 кв.м., с учетом площади на каждого члена семьи 14 кв.м. согласно МПА Думы Арсеньевского городского округа от 27.05.2010 г. № 22-МПА «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Арсеньевского городского округа». Просит признать отказ ФГКУ «Востокрегионжилье» Территориальный отдел №1 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным.
Истец в судебном заседании уточнил исковые требования, пояснив, что решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 258.09.2016 г. ему было оказано в удовлетворении искового заявления. В исковом заявлении от 11.10.2017 г. в качестве основания иска он указывал, что ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Территориальный отдел № 1 (далее – Ответчик), применило недействующий нормативно правовой акт местного самоуправления, а именно решение Думы г. Арсеньев от 09.03.2005 г. № 48 «О норме предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», который прекратил свое действие в связи с принятием МПА Думы Арсеньевского городского округа от 27.05.2010 г. № 22-МПА «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Арсеньевского городского округа». Данное основание не было предметом рассмотрения в Ленинском районном суде г. Владивостока от 28.09.2016 г., также данное основание не рассмотрено в определении Верховного суда от 24.07.2017 г. Копия названного МПА от 27.05.2010 г. получена им только 14.08.2017 г., ранее данный документ не мог быть предъявлен в судебные заседания. Считатет, что решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма должна применяться норма по месту жительства, т.е. в г. Арсеньев Приморского края. Вопрос о применении учетной нормы по г. Хабаровск должен решаться головной организацией ФГКУ «Востокрегионжилье», но не территориальным отделом.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, с учетом заявленных уточнений и пояснений по иску.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в судебном заседании с требованиями не согласился, по изложенным в письменных возражениях доводам и основаниям.
Выслушавстороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования Егорова Е.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок реализации военнослужащими права на обеспечение жильем регулируется нормами Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 указанного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма производится гражданам, нуждающимся в них.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуса военнослужащих" указывается, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основания для отказа в принятии на названный учет, правовые основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определены в статьях 51 - 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
В соответствии со статьей 50 (части 4, 5) Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512, предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Согласно пункту 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются перечисленные в этом пункте документы.
Из имеющегося в материалах дела заявления Егорова Е.В. от 19.11.2015 г. следует, что он просит ответчика принять его – старшего прапорщика Егорова Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, избранное после увольнения с военной службы место жительства- г.Хабаровск, первый контракт заключен 20.09.1995 г., состав семьи 4 человека: жена Егорова И.В., сын Егоров Д.Е., дочь Егорова З.Е.
Обращаясь в ноябре 2015 года в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, Егоров Е.В. указал в заявлении в качестве избранного места жительства после увольнения с военной службы – г. Хабаровск.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Поскольку его первичное волеизъявление относительно избранного места жительства после увольнения с военной службы изменений не претерпело, то после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части Егоров Е.В. не вправе ставить перед федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, вопросы, связанные с оценкой нуждаемости его как военнослужащего и членов его семьи в жилом помещении по г. Арсеньев.
В соответствии ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, основным принципом обеспечения жилой площадью военнослужащих, увольняемых с военной службы является их нуждаемость в жилых помещениях по избранному месту жительства.
Согласно выписки из решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ №0514 от 29.12.2015 г., Егорову Е.В. отказано в удовлетворении заявления, поскольку в соответствии с пп.1 п.2 ст. 56 ЖК РФ Егоровым Е.В. предоставлены документы, которые не подтверждают право Егорова Е.В. и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Егорову Е.В., Егоровой И.В. на праве личной совместной собственности принадлежит квартира по адресу: г.Арсеньев, ул. Островского, д.7 кв.98.
Как следует из материалов дела и не отрицает истец, на момент увольнения с военной службы его семья из 4-х человек была обеспечена жилым помещением по месту жительства по адресу: <адрес>, состоящим из 2-х комнат общей площадью 55,1 кв. м, жилой 31 кв. м согласно данным регистрационного удостоверения.
Согласно справке от 15.07.2016 г. № 172, выданной Отделением № 4 ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без балкона, составляет 52,0 кв.м.
Как следует из поквартирной карточки, выданной МАУ «МФЦ» АГО, в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: Егоров Е.В., Егорова И.В., Егоров Д.Е., Егорова З.Е.
Довод истца о том, что согласно МПА, принятого Думой Арсеньевского городского округа 26.05.2010 г. установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека, следовательно, его семья не является обеспеченной жильем согласно учетным нормам г. Арсеньев и нуждается в предоставлении жилого помещения, судом отклоняется.
Нельзя не учесть, что г. Арсеньев является районным центром, квартира по своему благоустройству отвечает критериям городской квартиры.
Решением Хабаровской городской Думы №109 от 19.07.2005 г. установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади на 1 человека для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оценивая жилищную обеспеченность истца и членов его семьи, суд приходит к выводу, что на каждого из указанных лиц, включая истца, приходится 13 кв. м общей площади данного жилого помещения, где 52,0 кв.м. – общая площадь принадлежащей истцу квартиры / 4 человека – количество проживающих в жилом помещении членов семьи Егорова Е.В.
Таким образом, уровень жилищной обеспеченности истца и членов его семьи превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека по избранному постоянному месту жительства в г. Хабаровске.
Из чего следует, что у ответчика имелись предусмотренные ЖК РФ основания для отказа в принятии Егорова Е.В. на учет в качестве нуждающегося, поскольку Егоров Е.В. и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Данное обстоятельство ранее являлось предметом рассмотрения Ленинского районного суда г. Владивостока, судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда, а также Верховного суда Российской Федерации.
Кроме того, по мнению суда, довод Истца о том, что копия акта Думы Арсеньевского городского округа от 27.05.2010 г. № 22-МПА «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории АГО» получено им только 14.08.2017 г. и не могло быть предъявлено при рассмотрении дела Ленинским районным судом г. Владивостока, Судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда и Верховным Судом РФ, является неубедительным и не может быть принята во внимание в связи с тем, что не имеет решающего значения при рассмотрении настоящего дела и не мог повлиять на решение суда.
В связи с чем, требования Егорова Е.В. о признании отказа Территориального отдела №1 ФГКУ «Востокрегионжилье» в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении искового заявления Егорова Евгения Васильевича к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Территориальному отделу №1 ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Ленинского районного суда
г.Владивостока Т.А. Лушер