8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить действия № 2-2623/2017 ~ М-2105/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-2623/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2017 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего:     Андрияновой Е.В.

при секретаре:         Морозове В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Х.З. к администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Зарипова Х.З. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения – л.д. 78-79) к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям (далее также – КУИЗО г. Челябинска, Комитет) о признании отказа КУИЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в качестве лица, подвергающегося воздействию вследствие аварии в 1957 года на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы с даты постановки на учет.

В обоснование требований указала, что относится к категории граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие Чернобыльской катастрофы. Обратившись в Комитет с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, ей было отказано. Считает, что ответчиком нарушены ее права и законные интересы, так как она и ее семья незаконно лишены возможности претендовать на получение жилья.

Истец Зарипова Х.З. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя (л.д. 89-90).

Представитель истца Низамутдинов М.Б., действующий на основании доверенности (л.д. 21-25), в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. с учетом уточнения.

Представитель ответчиков Администрации г. Челябинска, КУИЗО г. Челябинска Колчин Д.А., действующий на основании доверенностей (л.д. 68, 69), в судебном заседании исковые требования не признал, считая их необоснованными.

Представитель третьего лица Министерства общественной безопасности Челябинской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д. 83-84).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, указанными в ст. 12 ГК РФ, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

    

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению и защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

    

Как установлено судом, Зарипова Х.З. является гражданином, эвакуированным из населенного пункта <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в ДД.ММ.ГГГГ на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (л.д. 40).

    В соответствие со ст. 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.

В соответствие с положениями ст. 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствие с жилищным законодательством.

    

ДД.ММ.ГГГГ Зарипова Х.З. через представителя по доверенности ФИО7 обратилась в Администрацию г. Челябинска с заявлением о принятии на учет, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 34-35).

Письмом КУИЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № Зариповой Х.З. отказано в принятии на учет, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с предоставлением неполного пакета документов, установленных административным регламентом, представлением документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учете, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 31-33).

    

Полагая отказ во включении себя в принятии на учет, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным, Зарипова Х.З. обратилась в суд с настоящим иском.

Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено право гражданам, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, один раз.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.

Указанный механизм использовался для обеспечения жильем граждан в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в том числе граждан, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, граждан, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк", граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", и граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.

С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».

Согласно п. 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в первоочередном порядке - гражданам, указанным в абзаце девятом подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 629 «О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», список граждан - участников подпрограммы указанной выше категории формируется из двух разделов: 1 - граждане, имеющие право на предоставление социальной выплаты во внеочередном порядке, и 2 - граждане, не имеющие право на предоставление социальной выплаты во внеочередном порядке.

Отдельный порядок принятия граждан, пострадавших в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не определен. Постановка на учет осуществляется в соответствии с Жилищным Кодексом РФ.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В соответствии со ст. 2 Закона Челябинской области от 16.06.2005 № 389-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на учет принимаются граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Челябинской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Челябинской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ. На учет могут быть приняты определенные федеральным законом или законом Челябинской области иные категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

    

Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с ЖК РФ относится к числу муниципальных услуг и осуществляется КУИЗО г. Челябинска, согласно административному регламенту, утвержденному постановлением администрации г. Челябинска от 25.11.2015 № 277-п.

    

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с п. 9.1 административного регламента, лицо, обратившееся за предоставлением муниципальной услуги (далее - заявитель), представляет самостоятельно:

1) заявление на имя Главы города Челябинска о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (приложение 1);

2) заявление на имя Главы города Челябинска о согласии на обработку персональных данных, в том числе биометрических персональных данных, и запрос информации и документов (приложение 2);

3) копии паспортов (при их отсутствии - иных документов), удостоверяющих личности заявителя и членов его семьи (всех страниц), а также подтверждающих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;

4) копии свидетельств о рождении заявителя и совершеннолетних членов его семьи либо иных документов, подтверждающих фамилию, имя, отчество, данные при рождении, выданных уполномоченными органами;

5) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака (в случае расторжения брака в судебном порядке копию решения суда (выписку из решения суда)), свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти, решение суда о признании членами семьи иных граждан);

6) справку о регистрации с места жительства заявителя и членов его семьи, выданную не ранее чем за 10 (десять) календарных дней до дня подачи заявления;

7) копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) копию домовой книги или выписку из домовой (похозяйственной) книги, если заявитель и (или) члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в индивидуальном жилом доме, выданную не ранее чем за 10 (десять) календарных дней до дня подачи заявления;

9) справку организации технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина и (или) членов его семьи на территории города Челябинска и Челябинской области (для жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано до 1998 года) и об использовании права приватизации гражданином и (или) членами его семьи на территории города Челябинска и Челябинской области, в том числе полученные на все принадлежащие ранее заявителю и членам его семьи имена (фамилии);

10) документы, подтверждающие признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке жилого помещения непригодным для постоянного проживания (при наличии);

11) медицинское заключение о наличии у заявителя и (или) члена его семьи тяжелой формы хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Правительством Российской Федерации (при наличии);

12) документы, подтверждающие право гражданина на дополнительную жилую площадь по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

13) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категориям граждан, принимаемым на учет без проверки имущественного положения (в случае если гражданин не признан малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда);

14) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя и (или) членов его семьи, если с заявлением обращается представитель.

В соответствии с п. 11 административного регламента, основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в том числе, является представление неполного комплекта документов, установленных настоящим административным регламентом, а также представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Одним из оснований вынесения обжалуемого отказа КУИЗО г. Челябинска послужило то обстоятельство, что Зарипова Х.З. с семьей из 3 человек зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью № кв.м. Таким образом, на каждого из трех зарегистрированных в квартире человека приходится по 13,27 кв.м, что превышает учетную норму (10 кв.м), установленную решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005 № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Челябинск».

С такими основаниями для отказа в принятии истца и его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях суд соглашается.

Как следует из материалов дела, Зарипова Х.З., ФИО5, ФИО6, ФИО7 зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями паспортов (л.д. 44-46), справкой ООО УК «Ленинского района-7» (л.д. 47), поквартирными картами (л.д. 62-67). Всего в квартире зарегистрировано 4 человека.

Лицевой счет на квартиру открыт на имя ФИО7 (л.д.63 оборот).

Согласно кадастровому паспорту, техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры составляет № кв.м (л.д.26-27, 62-67).

Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО5, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН (л.д. 56-57).

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Доказательств того, что истец не является членом семьи собственника квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в материалы дела не представлено.

Таким образом, учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания незаконности отказа КУИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части указания на обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи истца более учетной нормы.

Также суд соглашается с таким основанием для отказа в принятии истца на учет, как непредставление неполного пакета документов, а именно: копии свидетельства о рождении истца, подтверждающего фамилию, имя, отчество, данные при рождении, выданного уполномоченным органом, копий документов, подтверждающие родственные отношения членов семьи заявителя (свидетельства о заключении брака дочери ФИО7, внучки ФИО5), справки организации технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у ФИО7, ФИО6, ФИО5 на территории г. Челябинска и Челябинской области (для жилых помещений, право собственности на которые зарегистрирована до 998 года), в том числе полученные на все принадлежащие ранее имена (фамилии).

Как следует из заявления Зариповой Х.З. от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, действующая на основании доверенности, настаивала на приятии документов в полном объеме, в таком виде, в каком они есть, так как при эвакуации свидетельство о рождении заявителя утеряно (л.д. 35 оборот).

Пунктом 9.1 административного регламента установлен список документов, которые лицо, обратившееся за предоставлением муниципальной услуги, представляет самостоятельно.

В списке таких документов, в том числе, значатся:

- копии паспортов (при их отсутствии - иных документов), удостоверяющих личности заявителя и членов его семьи (всех страниц), а также подтверждающих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;

- справка организации технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина и (или) членов его семьи на территории города Челябинска и Челябинской области (для жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано до 1998 года) и об использовании права приватизации гражданином и (или) членами его семьи на территории города Челябинска и Челябинской области, в том числе полученные на все принадлежащие ранее заявителю и членам его семьи имена (фамилии).

Таким образом, суд считает правомерным указание на то, что справка организации технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина и (или) членов его семьи на территории города Челябинска, а также справка об использовании права приватизации гражданином и (или) членами его семьи на территории города Челябинска и Челябинской области, в том числе полученные на все принадлежащие ранее заявителю и членам его семьи имена (фамилии) истцом при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ представлена не была.

Из текста справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она выдана в подтверждение отсутствия зарегистрированных за истцом Зариповой Х.З. жилых помещений на территории <адрес> (за исключением членов ее семьи, в том числе полученные на все принадлежащие ранее имена (фамилии)).

В связи с указанным, суд полагает что данный отказ КУИЗО г. Челябинска вынесено правомерно, поскольку законных оснований для принятия Зариповой Х.З. нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.

Кроме того, доводы представителя истца о необходимости включения истца в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с с ДД.ММ.ГГГГ суд считает основанными на неверном толковании норм права.

В соответствии со ст. 6 Закона Челябинской области от 16.06.2005 № 389-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет со дня принятия решения органом местного самоуправления о принятии на учет.

Таким образом, действующее законодательство не содержит положений о возможности принятия органом местного самоуправления решения о признании гражданина нуждающимся ранее даты вынесения соответствующего распоряжения.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Зариповой Х.З. к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании отказа КУИЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в качестве лица, подвергающегося воздействию вследствие аварии в ДД.ММ.ГГГГ года на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы с даты постановки на учет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:             Е.В. Андриянова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн