Дело № 2-2840/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2017 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Андрияновой Е.В.
при секретаре Рязановой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кестера А.В. к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Кестер А.В. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – КУиЗО г. Челябинска) о признании отказа в постановке на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма, изложенный в письме КУиЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, его отмене, признании права на предоставление жилья по договору социального найма вне очереди, возложении обязанности постановки на учет граждан, нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди.
Требования мотивированы тем, что при обращении в КУиЗО г. Челябинска с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социально найма, истцу было отказано. Считает, что основания отказа противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик незаконно лишил его права на предоставление жилья по договору социального найма. Ссылаясь на ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просил завяленные требования удовлетворить.
Истец Кестер А.В. в судебном заседании на требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика КУиЗО г. Челябинска Колчин Д.А, действующий на основании доверенности (л.д. 67), в судебном заседании исковые требования не признал, считая их необоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается, в том числе, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вступившем в силу 01.03.2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Требований о признании граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, действующее законодательство не содержит.
Судом при рассмотрении дела установлено и следует из материалов дела, что Кестер А.В. находится на диспансерном учете по поводу хронического заболевания F20, которое подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года №378 о невозможном проживании граждан в одной квартире, а также постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 817 о праве на дополнительную жилую площадь (л.д. 65).
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Кестер А.В. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Кестер А.В. имеет № группы инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2011 № (л.д. 10).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Кестер А.В. жилых помещений на праве собственности не имеет, зарегистрирован в <адрес>, данная квартира в собственности не числится, указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справкой ООО УК «Металлург» (л.д. 64, 66).
Истец ДД.ММ.ГГГГ обращался в Администрацию г. Челябинска по вопросу внеочередного предоставления жилого помещения, как лицу, страдающему хроническим заболеванием, которое подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года №378 и постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 817 (л.д. 21).
Уведомлением КУиЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ Кестеру А.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием решения о признании малоимущим (л.д. 6-7, 19-20).
Суд считает, что данный отказ является незаконным.
По общим правилам ЖК РФ для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом, определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3).
В ст. 51 ЖК РФ закреплены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при этом условий предоставления жилого помещения отдельным категориям граждан (в том числе во внеочередном порядке) данная норма не содержит.
Учитывая изложенное, суд полагает довод искового заявления о внеочередном порядке обеспечения Кестера А.В. жилым помещением, исходя из трактовки положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которое к спорным правоотношениям не применимо, поскольку касается обеспечения жилыми помещениями граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, часть 2 которой отсылает к ст. 49 ЖК РФ.
Следовательно, на учете нуждающихся в жилых помещениях могут состоять лишь те, кто признан таковым по правилам ст. 49 ЖК РФ (т.е. является малоимущим). Эта же норма определяет, что ели гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, то такой гражданин может быть принят на учет по одному из оснований (по своему выбору) или по всем основаниям.
Применительно к возникшему спору истец не представил документов, подтверждающих его имущественное положение.
В судебном заседании истец пояснил, что желает состоять на учете как инвалид и обращался с заявлением в орган местного самоуправления о постановке на учет по этому же основанию.
Конституционный Суд РФ в Определении от 12.04.2011 года № 551-О-О дал разъяснение о том, что согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 01.01.2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. ЖК РФ не предусматривает социального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те их них, которые были приняты на учет после 01.01.2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Также Конституционный Суд РФ указал, что орган местного самоуправления при наличии оснований принимает решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не только из муниципального, но и из государственного жилищного фонда, включая жилищный фонд Российской Федерации, а подтверждение статуса малоимущего является условием для признания нуждаемости лишь при предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
В Определении разъяснено, что принятие на учет граждан является первым и необходимым условием последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. При этом органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам. Реализация конституционных прав инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в установленный Правительством РФ Перечень, не исключает обязанность органа местного самоуправления принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, из государственного жилищного фонда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронического заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Поскольку Кестер А.В. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, однако малоимущим в установленном законом порядке не признан, у него не возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования Кестера А.В. о признании незаконным отказа КУИЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из государственного жилищного фонда на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (как гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378) и возложении обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма из государственного жилищного фонда, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Кестера А.В. удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о принятии Кестера А.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Признать Кестера А.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из государственного жилищного фонда на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (как гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перчень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378).
Возложить обязанность на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска принять Кестера А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, из государственного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий: Е.В. Андриянова