Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Матвеенко Е.Б., при секретаре ФИО3, с участием прокурора ФИО4, истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список.
В обоснование исковых требований указал, что ФИО5 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 назначен опекун ФИО6 Его мать ФИО1 на момент назначения опекуна находилась в местах лишения свободы, ДД.ММ.ГГГГ она умерла. Сведения об отце в свидетельство о рождении были внесены по указанию матери. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 находился на полном обеспечении опекуна. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обучался в МОУ СОШ №. Согласно свидетельству <адрес>0 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обучался в КГАОУ СПО «Хабаровский технологический колледж» по профессии повар-кондитер. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 достиг совершеннолетия. Согласно справке Росреестра за ФИО5 недвижимого имущества не зарегистрировано. До настоящего времени ФИО5 жильем по договору социального найма не обеспечен. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО7 отказано во включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по причине наличия указания в распоряжении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р о закреплении за ФИО8 жилья в виде квартиры, находящейся по адресу: <адрес>1. Согласно справке главы <адрес> сельского поселения Ульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> сельского поселения Ульского муниципального района ФИО5 муниципального, приватизированного и иных форм собственности жилья не имеет. ФИО5 с момента назначения ему опекуна и по настоящее время проживает в <адрес> по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение является комнатой в общежитии, предоставленной опекуну администрацией <адрес> на основании договора социального найма.
Просит признать ФИО1 нуждающимся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений, обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с учетом положений, предусмотренных ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленного отзыва представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> следует, что согласно письму прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО5 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>1. Данный дом в установленном законом порядке непригодным для проживания не был признан, следовательно, ФИО5 нуждающимся не является. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО5 обратился в министерство с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в чем ему было отказано Распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п. 1 ч. 1. ст. 54 ЖК РФ. С 2012 года ФИО5 в уполномоченные органы не обращался. Копия его учетного дела в министерство органами местного самоуправления не передавалась. В настоящий момент в силу утраченного права на включение в список детей- сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения, у министерства отсутствуют законные основания для включения в список ФИО1 В удовлетворении исковых требований просит отказать истцу в полном объеме.
Прокурор ФИО4, истец ФИО5 в судебном заседании поддержали исковые требования и изложенные в нем доводы в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Как следует из п. 9 ст. 8 того же Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
Как следует из п. 2 ст. 2 названного <адрес> право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.
Обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма или их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Материалами дела подтверждается, что ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ, его мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО10 в свидетельство о рождении внесен со слов матери.
Распоряжением администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнему ФИО1 назначен опекун ФИО6
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обучался в МОУ СОШ №.
Согласно свидетельству № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обучался в КГАОУ СПО «Хабаровский технологический колледж» по профессии повар-кондитер.
Таким образом, ФИО5 относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО1 отказано во включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений на основании Распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому за несовершеннолетним ФИО5 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Однако, на момент издания Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р у ответчика отсутствовало Распоряжение главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается извещением об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Не было представлено данное Распоряжение сторонами при рассмотрении настоящего спора.
Из справки администрации <адрес> сельского поселения Ульчского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории <адрес> сельского поселения Ульчского муниципального района <адрес> муниципального, приватизированного и иных форм собственности жилья у ФИО1 не имеется.
Согласно выписке из ЕРГП № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности ФИО11, которая членом семьи ФИО1 не является.
Родство между ФИО11 и ФИО5 материалами дела не подтверждается, и на данное обстоятельство стороны не ссылаются.
Ранее указанное жилое помещение находилось в собственности ФИО12
( дедушки ФИО1), который умер ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд находит невозможным проживание ФИО1 в сохраненном жилом помещении.
Согласно поквартирной карточке в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 11, 7 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают два человека: истец ФИО5 и его опекун ФИО6
Указанное жилое помещение было предоставлено нанимателю ФИО6 на основании разрешения администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО5, будучи несовершеннолетним, был зарегистрирован и фактически проживает у своей бабушки ФИО6, являвшейся его опекуном в соответствии с распоряжением администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальном жилищном фонде городского округа «<адрес>» для <адрес> установлена норма предоставления площади жилого помещения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в помещении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде 18,0 кв.метров общей площади на одного члена семьи, состоящей их двух и более человек; учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, в размере 12,0 и менее кв.метров общей площади на одного человека.
Из изложенного следует вывод, что ФИО5 обеспечен жилым помещением менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании, поскольку на одного человека проживающего в жилом помещении по адресу: <адрес> приходится 5,85 кв.м. (11,7 кв.м.:2), следовательно, ФИО5 является нуждающимся в жилом помещении.
Согласно справке КГУП «<адрес>инвентаризация» в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о праве ФИО5 на объекты недвижимого имущества. Аналогичная информация представлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, материалами дела подтверждается и судом установлено наличие у ФИО1 права состоять на соответствующем учете на момент обращения с заявлением, то есть в ДД.ММ.ГГГГ г., до достижения ФИО5 возраста 23 лет, за которым на момент обращения к ответчику фактически закрепленного за ним жилого помещения не имелось.
Суд принимает во внимание, что закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГг., согласно которой до достижения возраста 23 лет дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Положениями ст. 121 Семейного кодекса РФ установлено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Своевременная постановка ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения зависела, в том числе от уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, которые в силу закона обязаны были надлежащим образом выполнять свои обязанности по защите прав ФИО1 в тот период времени, когда он был несовершеннолетним.
То обстоятельство, что ФИО5 своевременно не был включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, не может являться основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права.
Доводы ответчика об утрате истцом права на предоставление социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением после достижением возраста 23 лет противоречит установленным обстоятельствам.
Факт достижения истцом 23-летнего возраста не препятствует министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенных норм права, Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> необоснованно отказало ФИО1 во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, следовательно, он подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам специализированных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список удовлетворить.
Признать ФИО1 нуждающимся в жилом помещении.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.Б. Матвеенко