Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено
31.07.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.07.2017
<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать его (истца) нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства; обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства.
В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет истца в календарном исчислении составила 20 лет 8 месяцев. На момент исключения из списков личного состава войсковой части жильем обеспечен не был. Жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства. Решением ответчика истцу было отказано в принятии на учет ввиду утраты статуса военнослужащего на момент подачи заявления. Истец полагает данное решение нарушающим его жилищные права, поскольку он в силу положений законодательства обладает правом быть признанным нуждающимся в жилом помещении и обеспечиваться жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что обращался в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях до исключения его из списков личного состава войсковой части, в устной форме. С письменным заявлением обратиться до исключения из списков личного состава войсковой части не успел, так как смог собрать все необходимые документы.
Представитель ответчика ФИО3 с иском не согласился. Указал, что истец не вправе требовать признания за ним права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, так как до увольнения с военной службы не был признан нуждающимся в получении жилья, не поставлен на соответствующий учет. Впервые обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет по истечении трех лет со дня исключения из списков личного состава войсковой части.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы досрочно приказом Главнокомандующего военно-воздушными силами от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в связи с невыполнением условий контракта, исключен из списков личного состава войсковой части 45097 приказом командующего военно-транспортной авиацией от ДД.ММ.ГГГГ № ******с с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила 20 лет 07 месяцев.
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На момент увольнения истца с военной службы основания и порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма регламентировались Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
В силу п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), с приложением перечисленных в указанной норме документов.
В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 5 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, поскольку ФИО1 был исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, ему до указанной даты надлежало в порядке, установленном упомянутой Инструкцией, обратиться с заявлением в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации, каковой является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», представив предусмотренные Инструкцией документы.
Как видно из материалов дела, истец с таким заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации до его увольнения с военной службы не обращался.
Согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ истец при увольнении его с военной службы указал, что не обеспечен жилой площадью по нормам жилищного законодательства, не был согласен с увольнением, просил не увольнять его с военной службы или предоставить перевод в <адрес>, дать время на получение жилья.
В приказе об увольнении истца с военной службы указано, что он не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Вместе с тем, перечисленные документы не подтверждают возникновения у истца права на получение жилого помещения, поскольку на момент их составления, так же как и на момент увольнения истца с военной службы и его исключения из списков личного состава войсковой части, ни командиры, ни жилищные комиссии войсковых частей не были полномочны разрешать вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий, о включении их в списки очередников на получение жилья. В данный период времени военнослужащие, желающие получить жилое помещение в постоянное пользование, должны были самостоятельно обращаться с заявлением непосредственно в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения». В связи с этим указание в листе беседы, а также в приказе об увольнении с военной службы о необеспеченности истца жильем не может быть расценено как соблюдение им порядка обращения за постановкой на учет нуждающихся в жилых помещениях. Подобное обращение не порождало обязанности уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и, соответственно, не повлекло возникновение у истца права на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Следует также отметить, что свое увольнение с военной службы истец в судебном порядке не оспаривал.
При таких обстоятельствах суд находит, что ФИО1, нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, не вправе требовать признания за ним после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
В связи с этим оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова