дело № 2-2055/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2017 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Рязановой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мишениной Н.А. к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Мишенина Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что она состояла в брачных отношениях с ФИО1 умершим <данные изъяты>., который являлся участником <данные изъяты> и <данные изъяты>. Кроме того, ее супруг был награжден юбилейной медалью <данные изъяты> награжден <данные изъяты> «<данные изъяты>», награжден <данные изъяты>, награжден <данные изъяты>», награжден <данные изъяты>. Истица также была награждена <данные изъяты> в настоящее время она является <данные изъяты> и также является членом семьи умершего участника <данные изъяты>.
Истица проживает вместе с <данные изъяты> ФИО2 в принадлежащей ему на праве собственности квартире, поскольку какой-либо недвижимости в собственности она не имеет.
Истица обращалась в компетентные органы с просьбой о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего санитарным нормам. Однако ей было отказано.
Истица обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж с требованиями:
- обязать ответчика признать Мишенину Н.А. нуждающейся в жилом помещении, поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении;
- обязать ответчика предоставить Мишениной Н.А. благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным, гигиеническим, техническим требованиям, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, как <данные изъяты>.
Мишенина Н.А. и ее представитель по устному ходатайству Полищук Н.Г. в судебном заседании поддержали изложенные в иске доводы и требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Сафонова А.Ю. (доверенность – л.д. 43) возражала против удовлетворения иска, указывая на отсутствие предусмотренных в ст. 51 Жилищного кодекса РФ оснований для признания Мишениной Н.А. нуждающейся в жилом помещении.
Третье лицо Департамент социальной защиты Воронежской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании, Мишенина Н.А. является членом семьи <данные изъяты> (п/п 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах») и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах", что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 24). Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от <данные изъяты>. установлен факт нахождения Мишениной Н.А. на иждивении <данные изъяты> ФИО1 установление данного факта было необходимо Мишениной Н.А. для назначения пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 25-26).
В соответствии с п/п 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» не устанавливает основания и порядок признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений, то при разрешении вопроса о признании ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), исходя из смысла ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, следует руководствоваться основаниями и порядком, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, а именно, ч. 4 ст. 50, определяющей понятие учетной нормы, и ч. 5, указывающей, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления; ст. 51, называющей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, и ст. ст. 52 - 54 названного Кодекса.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, регламентированы положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 утвержден "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Наличие у истицы заболеваний, имеющихся в этом Перечне, медицинскими документами не подтверждено (л.д. 63-64).
Как видно из материалов дела, Мишенина Н.А. не имеет какого-либо недвижимого имущества на территории Воронежской области, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 22.03.2017 г. (л.д.22).
Из объяснений истицы и из решения Коминтерновского районного суда г.Воронежа от <данные изъяты>. известно, что Мишенина Н.А. вместе со своим <данные изъяты> в 2014 году переехала из <данные изъяты> в г. Воронеж, <данные изъяты>. ею был получен вид на жительство, подтверждающий её право на постоянное проживание <данные изъяты> года по адресу: г. <данные изъяты>.
Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО2 (л.д. 65), <данные изъяты> (л.д. 59-61, 19).
На момент обращения в суд с настоящим иском Мишенина Н.А. была вместе с <данные изъяты> ФИО2 зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: <данные изъяты> (л.д. 23).
Доводов о том, что данная квартира не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, истица не приводила.
Общая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 65), тем самым жилищная обеспеченность Мишениной Н.А. превышала установленную п. 1 ст. 3 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" учетную норму площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области – 11 кв.м. общей площади жилого помещения.
Данное обстоятельство не позволяло поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, о чем ей разъяснялось в ответах Департамента социальной защиты Воронежской области и Управления жилищных отношений (л.д. 29-30, 33-34, 35-36).
Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц членами семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (п/п «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Следовательно, Мишенина Н.А. является членом семьи ФИО2., собственника квартиры по адресу: <данные изъяты>
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Поскольку истица была зарегистрирована по месту жительства в принадлежащем её <данные изъяты> жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, как член семьи собственника жилого помещения, то имела право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи, и была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 11 кв. метров, следовательно, не являлась нуждающейся в жилом помещении.
04.07.2017г. Мишенина Н.А. снялась с регистрационного учета по указанному адресу (л.д. 57-58, 62).
Между тем, добровольный отказ истицы от права пользования этим жилым помещением, её действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором она как член семьи собственника была обеспечена общей площадью жилого помещения более 11 кв. метров, без регистрации по месту жительства в ином месте, свидетельствуют о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания Мишениной Н.А. нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставит на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении благоустроенного жилого помещения. Тем самым иск Мишениной Н.А. подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Мишениной Н.А. к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить благоустроенное жилое помещение – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Косенко В.А.
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2017 года