Дело № 2-3326/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Гапанцовой А.А.
при секретаре Потрясовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
18 августа 2017 года
дело по исковому заявлению Турлюк В. М. к Арбитражному суду Кемеровской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконными действий по передаче жилого помещения для временного проживания, признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и акта приема-передачи жилого помещения во временное пользование, признании права собственности на жилое помещение, прекращении права собственности и права оперативного управления,
УСТАНОВИЛ:
Турлюк В.М. обратилась в Центральный районный суд г.Кемерово с иском к Арбитражному суду Кемеровской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконными действий по передаче жилого помещения для временного проживания, признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и акта приема-передачи жилого помещения во временное пользование, признании права собственности на жилое помещение, прекращении права собственности и права оперативного управления.
Требования мотивирует тем, что Указом Президента Российской Федерации от **.**.**** ### Турлюк В. М. назначена на должность судьи Арбитражного суда Кемеровской области, полномочия судьи осуществляет по настоящее время.
В 2016 году истец обратилась в комиссию по жилищным вопросам Арбитражного суда Кемеровской области с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как судьи. **.**.**** комиссией по жилищным вопросам Арбитражного суда Кемеровской области было принято решение о принятии истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий судей (протокол комиссии ### от **.**.****).
В марте 2017 года комиссией по жилищным вопросам Арбитражного суда Кемеровской области принято решение рекомендовать председателю суда за счет выделенных из федерального бюджета денежных средств приобрести жилое помещение площадью не менее 33 кв.м для улучшения жилищных условий истца как судьи, в соответствии с установленными нормами, с учетом размера площади уже имеющегося жилья (протокол комиссии ### от **.**.****).
В июне 2017 года за счет средств, выделенных именно на эти цели, из федерального бюджета Арбитражным судом Кемеровской области была приобретена квартира стоимостью 1 100 000 рублей, расположенная по адресу: ..., общей площадью 52,3 кв.м, государственный контракт ### от **.**.****.
На приобретенную за счет указанных средств квартиру по адресу: ... было зарегистрировано право оперативного управления Арбитражного суда Кемеровской области (выписка из единого государственного реестра недвижимости от **.**.****).
Данная квартира была предоставлена истцу и членам ее семьи: мужу - Турлюку М.Н. **.**.**** г.р., сыну - Турлюку Ф.М. **.**.**** г.р., Арбитражным судом Кемеровской области для временного проживания на период нахождения истца на государственной должности Российской Федерации по договору найма служебного жилого помещения от **.**.****. То есть квартира была передана истцу как судье не в собственность безвозмездно, а для временного проживания на период нахождения на государственной должности Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии Арбитражного суда Кемеровской области от **.**.**** истец была снята с учета судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с изменением жилищных условий в 2017 году.
Порядок и условия материального обеспечения судей регламентированы Законом Российской Федерации от **.**.**** ### «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
В соответствии с п.3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от **.**.****) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от **.**.**** №122-ФЗ в п.3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный законодатель внес изменения и определил, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются жилыми помещениями, которые приобретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от **.**.**** ### «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году». Согласно пункту 1 названного Постановления ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Аналогичный механизм установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ### и действует с **.**.****.
Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.
Следует отметить, что изменения, внесенные в п.3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от **.**.**** № 122-ФЗ и вступившие в законную силу с **.**.****, согласно которым судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению отдельными жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и, соответственно, Постановление Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###, установившее данный порядок в виде предоставления судьям жилых помещений специализированного жилищного фонда Российской Федерации, применению при разрешении заявленных истцом требований не подлежат, поскольку законы, ухудшающие положение гражданина, обратной силы не имеют (статья 55 Конституции Российской Федерации).
В связи с чем предоставление спорного жилого помещения истцу как судье, нуждающейся в жилых помещениях, должно осуществляться в собственность бесплатно, поскольку не может быть ограничено Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, от **.**.**** ###-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от **.**.**** № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесений изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124 положение указанной нормы права в той части, в которой она необоснованно расширяет полномочия Правительства РФ и снижает уровень гарантий материального обеспечения судей.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении, конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования.
По смыслу положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», прежде всего его ст. 5 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Эти вопросы - поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем - не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. Однако в данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от **.**.**** № 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от **.**.**** ###-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В соответствии с действующим законодательством, предоставленная квартира подлежала передаче истцу в собственность безвозмездно.
Однако право собственности на спорную квартиру за истцом не было зарегистрировано в установленном порядке в связи с действиями Арбитражного суда Кемеровской области, в нарушение требований закона, предоставившего истцу квартиру для временного проживания по договору найма служебного помещения, в результате чего права истца были нарушены.
В связи с этим истец считает, что действия Арбитражного Суда Кемеровской области по передаче ей жилого помещения - квартиры по адресу: ..., не в собственность безвозмездно как судье, а для временного проживания в соответствии с договором найма служебного помещения от **.**.****, являются незаконными, а указанный договор является недействительным в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречит существу законодательного регулирования в сфере обеспечения судей жильем и конституционному принципу осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом.
Кроме того, при выделении бюджетных денежных средств на приобретение для истца квартиры и представлении ей спорной квартиры учитывалось то обстоятельство, что с учетом членов семьи истца и уже имеющейся в собственности супруга квартиры обшей площадью 29,5 кв.м, то есть 1-комнатной квартиры, расположенной по адресу: г...., истец имеет право на дополнительное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. Решением комиссии по жилищным вопросам Арбитражного суда Кемеровской области, оформленным протоколом от **.**.****, истец была снята с учета судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Между тем, в результате вышеизложенного в настоящее время у истца и членов ее семьи имеются две квартиры: одна в собственности, другая - в пользовании, площадь каждой из которых менее установленного норматива. Однако они не могут проживать раздельно, учитывая наличие малолетнего ребенка. Для устранения данных обстоятельств необходимо наличие зарегистрированного за истцом права собственности на спорную квартиру, что позволит осуществить продажу или обмен указанного выше жилья на жилье большей площади.
Просит суд признать незаконными действия Арбитражного суда Кемеровской области по заключению договора найма служебного жилого помещения от **.**.**** с Турлюк В. М.,
признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от **.**.****, заключенный между Арбитражным судом Кемеровской области и Турлюк В. М.,
признать за Турлюк В. М. право собственности на жилое помещение - квартиру общей площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: ...
прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: ...
прекратить право оперативного управления квартирой, расположенной по адресу: ... зарегистрированное за Арбитражным судом Кемеровской области.
исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности Российской Федерации, и Запись о праве оперативного управления Арбитражного суда Кемеровской области на квартиру, расположенную по адресу: ...
В судебном заседании истец на требованиях настаивала.
Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской и Томской областях в суд не явился, слушание дела отложить, по причине высокой загруженности специалистов правового отдела, а так же в связи с большим количеством судебных заседаний назначенных на 18.08.2017г обеспечить явку представителя Территориального управления в данном судебном заседании не представляется возможным. Требования не признали.
Данное ходатайство суд полагает не основанным на требованиях действующего законодательства, не подтвержденным доказательствами, учитывая надлежащее уведомление ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании.
Выслушав пояснения истца, изучив письменные материалы и обстоятельства дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, к основам конституционного строя Российской Федерации, отнесено осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона от **.**.**** ###-ФКЗ (ред. от **.**.****) «О судебной системе» судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.
Гарантии самостоятельности органов судебной власти установлены непосредственно в Конституции РФ, в частности в статьях 118, 120 и 124, и конкретизированы в Федеральном конституционном законе от **.**.**** ###-ФКЗ «О (судебной системе Российской Федерации» (статьи 4,5, 11, 33), которому в силу ч. 3 ст. 76 Конституции РФ не могут противоречить федеральные законы, принимаемые в целях (обеспечения полного и независимого осуществления правосудия.
В соответствии со ст. 91 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
1) служебные жилые помещения;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 782) жилые помещения в общежитиях;
3) жилые помещения маневренного фонда;
4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за Исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Судом установлено, что Указом Президента Российской Федерации от **.**.**** ### Турлюк В. М. назначена на должность судьи Арбитражного суда Кемеровской области, полномочия судьи осуществляю по настоящее время.
В 2016 году истец обратилась в комиссию по жилищным вопросам Арбитражного суда Кемеровской области с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как судьи. **.**.**** комиссией по жилищным вопросам Арбитражного суда Кемеровской области было принято решение о принятии истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий судей (протокол комиссии ### от **.**.****).
В марте 2017 года комиссией по жилищным вопросам Арбитражного суда Кемеровской области принято решение рекомендовать председателю суда за счет выделенных из федерального бюджета денежных средств приобрести жилое помещение площадью не менее 33 кв.м для улучшения жилищных условий истца как судьи, в соответствии с установленными нормами, с учетом размера площади уже имеющегося жилья (протокол комиссии ### от **.**.****).
В июне 2017 года за счет средств, выделенных именно на эти цели, из федерального бюджета Арбитражным судом Кемеровской области была приобретена квартира стоимостью 1 100 000 рублей, расположенная по адресу... общей площадью 52,3 кв.м, государственный контракт ###т/17 от **.**.****.
На приобретенную за счет указанных средств квартиру по адресу: ..., было зарегистрировано право оперативного управления Арбитражного суда Кемеровской области (выписка из единого государственного реестра недвижимости от **.**.****).
Данная квартира была предоставлена истцу и членам ее семьи: мужу - Турлюку М.Н. **.**.**** г.р., сыну - Турлюку Ф.М. **.**.**** г.р., Арбитражным судом Кемеровской области для временного проживания на период нахождения истца на государственной должности Российской Федерации по договору найма служебного жилого помещения от **.**.****. То есть квартира была передана истцу как судье не в собственность безвозмездно, а для временного проживания на период нахождения на государственной должности Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии Арбитражного суда Кемеровской области от **.**.**** истец была снята с учета судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с изменением жилищных условий в 2017 году.
В соответствии с п.3 ст. 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от **.**.****г.) жилые помещения, приобретаемые за счет средств 1едерального бюджета для предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предаются в собственность судьи бесплатно.
Изменения, внесенные в данную норму Федеральным законом от **.**.**** №122-ФЗ и вступившие в законную силу с **.**.****, согласно которым судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению отдельными жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и, соответственно, Постановление Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###, установившее данный порядок в Виде предоставления судьям жилых помещений специализированного жилищного фонда Российской федерации, применению при разрешении заявленных истицей требований не подлежат, поскольку Законы, ухудшающие положение гражданина, обратной силы не имеют (ст.55 Конституции Российской Федерации).
Исходя из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную судебную и признания самостоятельности органов судебной власти статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается «сменяемость и неприкосновенность судей, предусматривается их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающие гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса (статьи 10, 119, 120-122, 124 Конституции Российской Федерации).
Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому.
Внося пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от **.**.**** №122-ФЗ изменения в регламентирующую материальное обеспечение судей статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», федеральный законодатель определил, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются жилыми помещениями, которые «обретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано Постановление от **.**.**** ### "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями". Согласно его пункту 1 до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной Прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.
Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования, и эти вопросы не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. При отсутствии законодательного урегулирования правового механизма реализации прав судьи на улучшение жилищных условий неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от **.**.**** №122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.
Вследствие этого Конституционным Судом Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, изложение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от **.**.**** № 122-ФЗ «О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О (несении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от **.**.**** ###-П от **.**.****).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы права, суд полагает, что Турлюк В.М. имеет право на приобретение спорной квартиры, занимаемой ею на законном основании, в собственность.
В связи с этим, суд также полагает, что передача истцу Турлюк В.М. данной квартиры в пользование на условиях найма специализированного жилого помещения является незаконной, поскольку в порядке, установленном ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ### «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» спорная квартира не была отнесена к специализированному жилищному фонду, документов, подтверждающих статус указанного жилого помещения и отнесения его к специализированному жилищному фонду, в материалы дела не представлено.
Кроме того, по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 государственного контракта ### от **.**.**** продавец обязуется передать в федеральную собственность жилое помещение (квартиру, расположенную по адресу: г. ...), а заказчик обязуется принять квартиру и оплатить сумму, предусмотренную контрактом. Жилое помещение передано в федеральную собственность по акту приема-передачи от **.**.****.
Денежные средства на приобретение жилого помещения для улучшения жилищных условий судьи Турлюк В.М. выделены из федерального бюджета, что подтверждается письмом Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации №### от **.**.****.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от **.**.**** у Арбитражного суда Кемеровской области зарегистрировано право оперативного управления ### от **.**.**** на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г. ....
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296). В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от **.**.**** ### "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Учитывая изложенное, у Российской Федерации возникло право собственности на указанный объект недвижимости с момента государственной регистрации государственного контракта ###т/2017 от **.**.****.
Однако исходя из изложенных выше доводов право собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: ..., подлежит прекращению.
Следовательно, требование истца о прекращении права оперативного управления квартирой, расположенной по адресу: .... зарегистрированного за Арбитражным судом Кемеровской области - также подлежит удовлетворению, а запись о праве собственности Российской Федерации, и запись о праве оперативного управления Арбитражного суда Кемеровской области на квартиру, необходимо исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Исковые требования Турлюк В. М. удовлетворить.
Признать незаконными действия Арбитражного суда Кемеровской области по заключению договора найма служебного жилого помещения от **.**.**** с Турлюк В. М.,
Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от **.**.****, заключенный между Арбитражным судом Кемеровской области и Турлюк В. М.,
Признать за Турлюк В. М. право собственности на жилое помещение - квартиру общей площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: ...
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: ... ....
Прекратить право оперативного управления квартирой, расположенной по адресу: ... зарегистрированное за Арбитражным судом Кемеровской области.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности Российской Федерации, и Запись о праве оперативного управления Арбитражного суда Кемеровской области на квартиру, расположенную по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 22.08.2017г.
Судья А.А. Гапанцова
10