Дело № 2-1406/2017
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
05 сентября 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С. И.,
при секретаре Долгих И.С.,
с участием истца Шабанбаева Н.С., представителя ответчика по доверенности Науменко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабанбаева Нургали Сапаровича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий по исключению из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, восстановлении в реестре граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка,
УСТАНОВИЛ:
Шабанбаев Н.С. обратился в суд с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ, указав в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, командира войсковой части 25625, о признании незаконными действий по исключению из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, восстановлении в реестре граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка.
В обоснование требований истец указал, что состоял совместно с членами его семьи в очереди на получение ГЖС как подлежащий отселению из закрытого военного городка <адрес> с 25.10.2014 г. С 25.05.2017 г. истца и членов его семьи исключили из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, в связи с тем, что наниматель жилого помещения не приобрел право на жилье, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих и членов их семей. Ответчик также предупредил, что в случае прекращения трудовых отношений с Минобороны РФ, квартира в закрытом военном городке подлежит сдаче, а все проживающие в ней лица подлежат выселению и снятию с регистрационного учета. С решением об исключении из указанного реестра истец не согласен, поскольку период его военной службы установленным порядком включен в трудовой стаж. Согласно ст. 9 ФЗ «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года, в общий трудовой стаж, продолжительность которого учитывается до 01.01.2002 г., военная служба включается без каких-либо дополнительных условий. У истца и членов его семьи нет иного жилого помещения, пригодного для проживания. Истец указал, что период военной службы в Минобороны РФ более 10 лет, тождественен трудовому стажу, приобретенному истцом до введения в действие Жилищного кодекса РФ, что в совокупности с проживанием в закрытом военном городке <адрес> дает право Шабанбаеву Н.С. и членам его семьи состоять в очереди на получение ГЖС, поэтому он обоснованно был принят на учет и признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил».
Истец просил признать действия ФГКУ «Востокрегионжилье» по исключению его из реестра лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка незаконным; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ восстановить его в реестре участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил» с составом семьи четыре человека, в том числе, супругу ФИО1., ДАТА г.р., сына ФИО2., ДАТА г.р., сына ФИО3., ДАТА года рождения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что уволен с военной службы по истечении срока прохождения военной службы. После увольнения с военной службы на учет нуждающихся в жилых помещениях не был поставлен, в очереди на получение жилья не состоял.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала и просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым истец проживает на территории закрытого военного городка № – <адрес>, в служебном жилом помещении с 1985 года, выделенного ему в связи с прохождением военной службы в <данные изъяты>. В 2014 году истец обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» и был включен в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека, по избранному месту жительства – <адрес>. Однако истец был уволен с военной службы не по льготным основаниям, предусмотренным Федеральным законом №76-ФЗ, а в связи с п. «а» статьи 46 постановления Совета Министров СССР от 02.10.1985 г. №934 «Об утверждении положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР», по выслуге установленного срока действительной военной службы, то есть по истечению срока контракта, при этом выслуга лет истца на момент увольнения составила 10 лет и 01 месяц, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета Шабанбаев Н.С. не приобрел, в связи с чем истец и был исключен из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Сам по себе факт проживания в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания Шабанбаева Н.С. участником подпрограммы, поскольку у государства перед ним не возникло обязательств по обеспечению жилым помещением.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательств, суд установил.
Шабанбаев Н.С. в период с 11.09.1982 г. по 10.01.1993 г. проходил действительную военную службу в Вооруженных силах РФ. На основании приказа командира войсковой части № № от 10.01.1993 года прапорщик Шабанбаев Н.С. уволен с военной службы, исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, по п. «а» ст. 46 постановления Совета Министров СССР от 02.10.1985 г. №934 «Об утверждении положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР» (по выслуге установленного срока действительной военной службы). Выслуга лет в календарном исчислении составила 10 лет 1 месяц.
После увольнения с военной службы Шабанбаев Н.С. проходил службу в органах внутренних дел с 17.02.1993 г. по 20.06.1994 года и с 04.07.1994 г. по 03.12.2001 г., после чего, вплоть до 01.04.2008 г. работал в организациях, не подведомственных Министерству обороны РФ, что следует из представленной трудовой книжки истца.
С 01.04.2008 и по настоящее время Шабанбаев Н.С. работает в войсковой части № г. в должности <данные изъяты>
Судом установлено, что 20.11.2000 года Шабанбаеву Н.С. выдан ордер № на занятие служебного жилого помещения – двухкомнатной квартиры, площадью 40,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с составом семьи 4 человека, в том числе, жена ФИО1, ДАТА г.р., сына ФИО2, ДАТА г.р., сына ФИО3, ДАТА года рождения.
В указанном служебном жилом помещении истец и члены его семьи проживают с момента вселения по настоящее время, что подтверждается поквартирной карточкой, финансово-лицевым счетом, справкой № от 29.08.2014 г.
Материалами учетного дела истца доказано, что Шабанбаев Н.С. включен в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с датой постановки на учет 30.09.2014 г., с составом семьи 4 человека, в том числе, жена ФИО1, ДАТА г.р., сына ФИО2, ДАТА г.р., сына ФИО3, ДАТА года рождения, по избранному месту жительства – Хабаровский край.
На основании письменного уведомления ФГКУ «Востокрегионжилье» от 13.04.2017 г. о предоставлении дополнительных документов, Шабанбаев Р.Н. 16.05.2017 г. представил запрашиваемые документы для подтверждения учетных данных.
Письмом от 26.05.2017 г. Шабанбаеву Н.С. сообщено о невозможности участия в подпрограмме по основаниям, изложенным в уведомлении от 26.05.2017г., указано, что решение жилищного вопроса истцу следовало решать по последнему месту службы, то есть через органы внутренних дел Российской Федерации.
Как установлено судом, Шабанбаев Н.С. проходил военную службу по контракту, был уволен в запас по выслуге установленного срока действительной военной службы, выслуга лет в календарном исчислении составляет 10 лет 01 мес., что истец подтвердил в судебном заседании.
Статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу указанных норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Такое основание определено и приказом Минобороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, состоящих на учете в Минобороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ".
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификата, удостоверяющего право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты по указанному основанию направлено на необходимость переселения граждан из закрытых военных городков, ввиду утраты связи с учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории таких городков. Обязательным условием участия гражданина в указанной подпрограмме является право такого гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Применительно п.43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, в соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Как установлено судом, истец проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка. Служебная квартира предоставлена Шабанбаеву Н.С., в связи с прохождением военной службы и на период её прохождения.
Как ранее указывал суд, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
При этом предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации собственником жилого помещения процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено. Между тем, наличие данных обстоятельств материалами дело не подтверждено, в судебном порядке требований о выселении из занимаемого жилого помещения к истцу не предъявлено.
Обязательным условием участия гражданина в указанной подпрограмме является право такого гражданина на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе.
Как установлено судом, Шабанбаев Н.С. уволен с военной службы с зачислением в запас по выслуге установленного срока действительной военной службы, выслуга лет истца в календарном исчислении на день увольнения составила – 10 лет 01 месяц. Тогда как в силу норм действующего законодательства, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, при имеющейся у истца выслуге лет, приобретают только те военнослужащие, которые уволены по определенным основаниям – по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Довод истца о том, что право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета он имеет в связи с тем, что стаж его работы в организациях Министерства обороны РФ на 01.03.2005г. составляет более 10 лет, являются несостоятельными, не подтверждены доказательствами и основаны на ошибочном понимании норм права.
Поскольку, как установлено судом, у государства не возникло перед истцом обязательств по обеспечению жилым помещением, то сам по себе факт проживания истца в военном городке не является самостоятельным основанием для признания его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Оценивая установленные обстоятельства с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что принятое ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ решение о снятии Шабанбаева Н.С. с учета граждан-участников подпрограммы «Жилище» основано на законе, права состоять на учете истец не имеет.
Иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Шабанбаева Нургали Сапаровича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий по исключению из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, восстановлении в реестре граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 11 сентября 2017 года.
Судья: /подпись/
Копия верна: Судья /Наконечный С.И./