Дело № 2-2101/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2017 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Андрияновой Е.В.
при секретаре Рязановой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шакирова Р.Р. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о признании незаконным решения комиссии, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Шакиров Р.Р. (далее – истец) обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее – ГУ МЧС России по Челябинской обл., ответчик) признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в принятии Шакирова Р.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №, возложении обязанности на комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять Шакирова Р.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в комиссию ГУ МЧС России по Челябинской обл. с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив соответствующий пакет документов. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным выпиской из протокола заседания комиссии № истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты на основании ч. 8 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по причине ухудшения жилищных условий членом его семьи. Полагает данный отказ необоснованным, просит иск удовлетворить.
Истец Шакиров Р.Р. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д. 99).
Представитель истца Астахова О.Г., действующая на основании ордера адвоката (л.д. 93), в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ГУ МЧС России Кирилина Е.В., действующая на основании доверенности (л.д. 90), в судебном заседании исковые требования не признала, считая их необоснованными. Представила письменный отзыв (л.д. 95-97).
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению и защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления указанной единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (ч. 6 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ № 369 от 24.04.2013 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ.
Пунктами 2, 3 указанных Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, к которым, в частности, относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником, несовершеннолетние дети, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях указанных Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через три месяца после подачи сотрудником заявления и необходимых документов (п. 7 вышеназванных Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
На основании ч. 8 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника) (п. 1 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).
Как установлено судом, прапорщик внутренней службы Шакиров Р.Р. проходит службу в Государственной противопожарной службе с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет №. В личном деле прапорщика внутренней службы Шакирова Р.Р. в качестве членов семьи указаны: жена – ФИО5, сын – ФИО6, сын – ФИО7, сын – ФИО8 Субсидию на строительство и приобретение жилья за время службы не получал.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией послужного списка (л.д. 49-58).
На основании договоров найма жилого помещения №, Шакиров Р.Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся нанимателем жилого помещения, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», расположенного по адресу: <адрес>. (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ договор найма расторгнут на основании рапорта (л.д. 11).
Согласно выписке из поквартирной карточки с ДД.ММ.ГГГГ истец Шакиров Р.Р. зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной <адрес> <адрес>, принадлежащей на праве собственности его матери ФИО10 на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60, 63). <адрес> указанной квартиры № кв. м, жилая площадь – № кв. м.
Также на регистрационном учете по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно состоят супруга истца – ФИО5, сыновья истца ФИО7, ФИО8 (л.д. 12, 73).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Помимо истца, его супруги и сыновей на регистрационном учете по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ состоит мать истца ФИО10
На основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, где он состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь указанного дома составляет № кв. м (л.д. 15, 64).
Также на регистрационном учете по вышеуказанному адресу состояли супруга истца ФИО5 и сын истца – ФИО7, которые были сняты с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Также на регистрационном учете по вышеуказанному адресу состоят ФИО12, ФИО13 (л. д. 12 оборот).
Таким образом, площадь жилого помещения, приходящаяся на истца и членов его семьи значительно меньше учетной нормы – 13,99 кв. м.
В собственности либо по договору социального найма истец Шакиров Р.Р., его супруга и несовершеннолетние дети жилых помещений не имеют (л.д. 65-72).
ДД.ММ.ГГГГ истец Шакиров Р.Р. обратился с заявлением на имя председателя комиссии ГУ МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о принятии его на соответствующий учет (л. д. 24).
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии ГУ МЧС России по Челябинской обл. по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Шакирову Р.Р. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на п. 8 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий (л. д. 13-14, 23).
Приказом ГУ МЧС России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено утвержден состав комиссии ГУ МЧС России по Челябинской области (л.д. 84-89).
Приказом ГУ МЧС по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № создан рабочий орган Комиссии ГУ МЧС России по Челябинской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе: начальника ЮрО Главного управления МЧС России по Челябинской области подполковника внутренней службы ФИО14, начальника отдела централизованных расчетов бухгалтерских учета и отчетности ФЭУ Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО15, инженера отдела тылового и материально-технического обеспечения ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Челябинской области» ФИО16 (л.д. 75).
Приказом ГУ МЧС России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комиссии ГУ МЧС России по Челябинской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 76-83).
Суд приходит к выводу о принятии оспариваемого решения уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Вместе с тем, оценивая оспариваемое решение комиссии в части отказа Шакирову Р.Р. в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, суд полагает его не соответствующим закону.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40 часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 и З). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Таким образом, вселение истцом своей супруги и своих несовершеннолетних детей в занимаемое им жилое помещение не может рассматриваться как действие, повлекшее намеренное ухудшение жилищных условий.
В силу прямого указания ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 1 ч. 8 ст. 4) вселение в занимаемое помещение супруга и несовершеннолетних детей сотрудника не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
В силу приведенной выше правовой нормы вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение его супруги и несовершеннолетних детей, мотивированное любыми причинами, не может расценивается как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В данном случае, снятие супруги истца и его несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета по месту жительства родителей супруги истца (<адрес>) и их регистрация в квартире матери истца по адресу: <адрес> не преследовало собой цели совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, подпадающих под ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 238-ФЗ, а являлось соблюдением требований о снятии с регистрации по месту жительства, как последствие реализации своих жилищных прав, установленных законом, выразившихся в отказе от членства в семье родителей супруги применительно к Жилищному Кодексу РФ и, как следствие, права на их жилую площадь, в связи с созданием своей семьи.
В этой связи следует учесть и правовую позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О по жалобе К., который просил проверить на конституционность положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть предусматривающей аналогичные ч. 8 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» последствия.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ, применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что действия истца по регистрации ДД.ММ.ГГГГ и вселению в квартиру по адресу: <адрес> своей супруги и несовершеннолетнего сына ФИО7 являются намеренным ухудшением жилищных условий и, что истец может быть поставлен на учет не ранее, чем по истечении 5 лет с момента регистрации в указанной квартире его супруги и несовершеннолетних детей, основаны на неправильном толковании положений ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконным решения комиссии ГУ МЧС России по Челябинской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе истцу Шакирову Р.Р. в постановке на учет для получения указанной единовременной выплаты и возложении на ответчика обязанности поставить истца на такой учет.
При этом как усматривается из материалов дела о наличии других оснований для отказа Шакирову Р.Р. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, стороной ответчика не заявлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Шакирова Р.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащегося в выписке из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Возложить обязанность на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской принять Шакирова Р.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий: Е.В. Андриянова