Дело № 2-3096/17 19 июля 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре Конькове Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомовой Р.Н. к Территориальному отделению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в г. Нижний Новгород, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Пахомова Р.Н. обратилась с указанным иском в Советский районный суд города Нижнего Новгорода.
Определением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 17.04.2017 года дело направлено на рассмотрение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга.
Заявленные истцом требования обоснованы тем, что 01.02.2006 года между ней и ФИО1 был заключен брак, в котором 05.02.2009 года родился сын супругов ФИО2.
ФИО1 проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации в должности <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 умер. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
27.02.2015 года Территориальным отделением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в г. Нижний Новгород Пахомова Р.Н. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как вдова погибшего военнослужащего.
Извещением от 09.09.2016 года Пахомовой Р.Н. было распределено жилое помещение.
07.03.2017 года истцу было вручено решение от 27.02.2017 года, которым ей было отказано в предоставлении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства, в связи с наличием оснований для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма.
Истец с указанным решением не согласна, считает его противоречащим действующему законодательству и просит признать решение начальника отделения (территориальное г. Нижний Новгород) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 23-52/17-01 от 27.02.2017 года об отказе в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства; обязать начальника отделения отменить указанное решение.
Пахомова Р.Н. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддерживает, суду пояснила, что она дала согласие на предоставление ей жилого помещения в г. Подольске по избранному ею месту жительства, считает, что отказом нарушены права ее как вдовы погибшего военнослужащего, а также их малолетнего сына.
Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие, направил в возражения на заявление, из которых следует, что истец является членом семьи погибшего (умершего) военнослужащего ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы после 01.01.1998 года, следовательно, в силу ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» относился к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. На момент смерти имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 16 лет.
Абзацем 12 части 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
ФИО1 имел общую продолжительность военной службы менее 20 лет. Абзацем 12 части 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не предусмотрено основание, по которому он был исключён из списков личного состава части.
Нормы Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о порядке прохождения военной службы утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 не содержат в себе указания, что увольнение в связи с гибелью (смертью) можно приравнять к увольнению по основаниям: в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, достижение предельного возраста или по состоянию здоровья.
Следовательно, в силу закона объективное право на предоставление жилого помещения для постоянного проживания у ФИО1 не возникло.
В соответствии с частью 3 статьи 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищные права членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего являются сугубо производными от прав военнослужащего.
Поскольку сам ФИО1 не имел оснований быть признанным нуждающимся в жилом помещении, у членов его семьи также отсутствует указанное право.
Учитывая вышеизложенное суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 23-52/17-01 от 27.02.2017 года Пахомовой Р.Н. и членам ее семьи отказано в предоставлении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства, в связи с наличием оснований для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма.
Основанием для принятия указанного решение послужило основание увольнения ФИО1 – в связи со смертью и то, что на момент смерти его выслуга составила менее 20 лет.
Суд полагает, что при принятии оспариваемого решения ответчиком не было учтено следующее.
Из представленных суду документов усматривается, что семья военнослужащего ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, состояла из 3-х человек – он, супруга Пахомова Р.Н., сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Договором № 10 найма специализированного жилого помещения от 22.11.2010 года ФИО1 на семью из 3-х человек, в связи с прохождением службы было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Выслуга лет ФИО1 на 26.10.2014 года, согласно справке от 10.12.2014 года № 34/1585, составила 16 лет 02 месяца 25 дней.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным Федеральным законом во внеочередном порядке (абзац четвертый пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Из содержания положений пункта 3.1 статьи 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
По смыслу нормы пункта 3.1 статьи 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от продолжительности его военной службы. Данное условие (продолжительность военной службы 10 лет и более) предусмотрено названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Кроме того, порядок принятия военнослужащих на учет определен, в том числе, и Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
В соответствии с подпунктом б пункта 6 указанного Постановления, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы.
Из указанного, по мнению суда, следует, что ни то, что ФИО1 до момента своей гибели имел выслугу менее 20 лет, ни то, что он не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имеет правового значения для решения вопроса об обеспечении его семьи жилыми помещениями после его смерти.
Правовое значение, кроме факта смерти военнослужащего в период прохождения службы и в связи с исполнением обязанностей военной службы, имеет нуждаемость членов семьи военнослужащего в жилых помещениях.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемое решение является незаконным, а требования Пахомовой Р.Н. подлежащими удовлетворению. При этом в целях восстановления нарушенного права на ответчика должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Пахомовой Р.Н. жилых помещений по избранному месту жительства, с учетом вышеуказанного.
С ответчика также надлежит взыскать в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 23-52/17-01 от 27.02.2017 года об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства Пахомовой Р.Н., вдове <данные изъяты> ФИО1.
Обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Пахомовой Р.Н., вдове <данные изъяты> ФИО1, жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства.
Взыскать с ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в пользу Пахомовой Р.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк