Дело № 2-2927/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2017 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Ушаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой И.М. к департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным отказа во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2018 году по городу Омску в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, возложении обязанности включить в указанный список,
УСТАНОВИЛ:
Истец Максимова И.М, обратилась в суд с названным иском к ответчику, в обоснование иска указав, что 19.05.2017 она обращалась к ответчику с заявлением о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2018 по г. Омску в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениям ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, так как она является инвалидом 3-ей группы с 08.08.2005 и была поставлена на указанный учет 12.08.1983. Ответчик отказал во включении в указанный список, ссылаясь на то, что в программу включаются лица, получившие инвалидность до 01.01.2005. Этим нарушается право истца, как инвалида на улучшение своих жилищных условий, так как на учете состоит на учете с 12.08.1983, в настоящий момент проживает в квартире площадью 21.6 кв.м, из которых ей принадлежит только 1/3 доли (7,2 кв.м), а 2/3 доли принадлежат ее двум племянникам по 1/3 доли каждому. Согласно Карточке очередника истец находится в очереди под номером 536 и так не была обеспечена жильем. Хотя по имеющейся у истца информации очередники, которые были поставлены одновременно с истцом, жильем обеспечивались. После того как все округа объединили, истец была отодвинута назад. В настоящее время очередников из общей очереди жильем не обеспечивают, получают жилье только те лица, которые подпадают в программу аварийного жилья. Просит признать отказ ответчика о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2018 году по городу Омску в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п и возложить на ответчика обязанность включить в указанный список.
В судебном заседании Максимова И.М, исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в связи с инсультом с 08.08.2005 она является инвалидом 3-й группы. После установления инвалидности она работала на легком труде и по выходу на пенсию в 2009 ей инвалидность установлена бессрочно. О получении инвалидности она сообщила ответчику в 2006, примерно через полгода после инсульта, так как проходила лечение. 01.03.2012 года Максимова И.М, подавала ответчику заявление на включение ее в рассматриваемый список, по которому со слов сотрудника ответчика было принято положительное решение. Однако, письменного ответа о включении истца в рассматриваемый список ей на руки не выдали, а посоветовали поставить в заявлении дату – 30.03.2012, так как первого заявления в личном деле обнаружено не было. Уже по заявлению от 30.03.2012 истцу был направлен письменный отказ, который она обжаловала в суд. Так как Максимова И.М, понимает, что в очереди, в которой она уже длительное время стоит, она ничего не получит, она обратилась к ответчику с заявлением о включении в список для получения денежных средств. В настоящее время она проживает одна в малосемейке по адресу: <адрес>, где у нее 1/3 доли, но так как остальные 2/3 доли у ее двух племянников хочет, получив денежные средства в рамках рассматриваемых мер социальной поддержки инвалидов, рассчитаться с племянниками, выкупить у них остальные 2/3 доли и быть единоличным собственником. Оплату за пользование указанным жилым помещением остальным совладельцам она не вносит, так как они ее племянники и ничего от нее не требуют. Полагает, что ответчик может сделать исключение и включить в список, но почему то этого не делает. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации города Омска и третьего лица Администрации города Омска Пивкина Я.О., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала в полном объеме по изложенным в ответе ответчика основаниям (л.д. 17-17а), дополнительно пояснила, что Максимова И.М, стоит в общей очереди, поскольку оснований для включения ее в первоочередной или во внеочередной список, в том числе в связи с наличием предусмотренного списком заболевания, у нее не имеется. Для получения социальной выплаты в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, должны быть соблюдены одновременно два условия: получение инвалидности до 01.05.2005 и нахождение в очереди на улучшение жилищных условий как инвалид, поскольку указанным нормативно-правовым актом государство запланировало обеспечить жильем инвалидов, вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.05.2005. К ветеранам, получающим меры социальной поддержки в рамках рассматриваемого положения, истец также не относится. О получении инвалидности Максимова И.М. сообщила ответчику не ранее в 2008-2009 годах при очередной перерегистрации в очереди, предоставив справку об инвалидности, установленной бессрочно в 2009 году. Поскольку Максимова И.М, стояла в очереди на улучшение жилищных условий в общем списке и в первоочередной список как инвалид не включалась, при этом, инвалидность получена последней после 01.01.2005, права на получение рассматриваемой социальной выплаты она не имеет. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, Министерства труда и социального развития Омской области Бухарова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 43-46), дополнительно пояснила, что истец до 01.01.2005 не стояла в очереди на улучшение жилищных условий как инвалид, поэтому не имеет права на получение социальной выплаты в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п. Просит в иске отказать.
Представитель привлеченного судом третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно ст. 28.2 указанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" во исполнение части четвертой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:
1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах", а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно пункту 3 Порядка реализация полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в форме обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - граждане), осуществляется в пределах средств, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, а также средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
В подпункте 2 пункта 4 Порядка установлено, что обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, - социальной выплаты.
Согласно п. 5 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат, указанных в пункте 4 настоящего Порядка (далее - выплаты), является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области), которым приказом от 05.03.2014 N 11-п "Об утверждении форм бланков свидетельств" утверждены в том числе формы бланков свидетельств о предоставлении гражданину социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно п. 7 Порядка (в ред. Постановления Правительства Омской области от 21.01.2015 N 2-п) для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, граждане представляют по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области следующие документы:
1) заявление о предоставлении выплаты, содержащее согласие гражданина на обработку предусмотренных заявлением персональных данных гражданина;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
3) документ, подтверждающий отнесение заявителя к соответствующей категории граждан;
4) копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Если право на занимаемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, граждане вправе по собственной инициативе представить копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение. При непредставлении гражданином указанного документа орган местного самоуправления Омской области запрашивает соответствующий документ посредством осуществления межведомственного информационного взаимодействия;
5) копию финансового лицевого счета или выписку из домовой книги по месту жительства;
6) справки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" о наличии (отсутствии) в собственности у гражданина и членов его семьи жилых помещений на территории Омской области. Граждане вправе по собственной инициативе представить документы, указанные в настоящем подпункте. При непредставлении гражданином указанных документов орган местного самоуправления Омской области запрашивает соответствующие документы посредством осуществления межведомственного информационного взаимодействия.
При этом, согласно п. 10 Порядка Минтруд Омской области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по муниципальным образованиям Омской области (далее - сводные списки граждан) и представляет их в Минстрой Омской области.
Органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат (пункт 8 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются:
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 781) представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;
2) представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка (за исключением документов, указанных в абзаце втором подпункта 4, подпункте 6 пункта 7 настоящего Порядка), либо наличие в данных документах недостоверных сведений.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Центрального районного суда города Омска от 11.07.2012 по делу № 2-3648/2012 (л.д. 63-70) по иску Максимовой И.М. к департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным отказа во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2013 году по городу Омску в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, возложении обязанности включить в указанный список (л.д. 68-70), вступившим в законную силу 17.08.2012 года, установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела.
Так, согласно указанному решению от 11.07.2012 по делу № 2-3648/2012 «Максимова И.М, решением исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов г. Омска от 12.08.1983 № 550 была принята на учет (очередь) на получение государственной жилой площади. На момент постановки на учет ее номер очереди по общему списку – 1954.» (л.д. 69 оборот).
В настоящем судебном заседании факт постановки 12.08.1983 Максимовой И.М. на учет по общему списку сторонами не оспаривался.
Из решения Центрального районного суда города Омска от 11.07.2012 по делу № 2-3648/2012 следует, что «Согласно представленной Максимовой И.М. карточке очередника, по состоянию на 01.03.2012 ее номер очереди по общему списку – 687, во внеочередном списке Максимова И.М, на учете не состоит» (л.д. 69 оборот).
Согласно сведениям о движении очереди и получении карточки очередника на Максимову И.М., содержащимся в личном деле очередника № 540 САО (л.д. 71-97, 18-31), по состоянию на 18.05.2017 номер ее очереди по общему списку – 536. В первоочередном или во внеочередном списке Максимова И.М, на учете не состоит (л.д. 72).
Движение Максимовой И.М. в очереди и номер ее очереди по состоянию на 18.05.2017 по общему списку (536) подтверждается представленной Максимовой И.М. карточкой очередника (л.д. 62), а также постановлением Администрации города Омска от 09.02.2017 № 140-п с Приложением к нему (л.д. 32-34).
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно решению Центрального районного суда города Омска от 11.07.2012 по делу № 2-3648/2012 «Максимовой И.М. на основании договора купли-продажи от 06.05.2010 принадлежит 1/3 доля в праве общей собственности на <адрес> в <адрес> общей площадью 31,6 кв.м, что подтверждается выпиской Управления Росреестра по Омской области из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №» (л.д. 69 оборот).
Из пояснений Максимовой И.М. данных в ходе рассмотрения настоящего дела следует, что указанное жилое помещение принадлежало ей и двум ее племянникам по 1/3 доли каждому, которое в 2014 году было продано и приобретена в долевую собственность малосемейка по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими договорами купли продажи, свидетельствами (л.д. 83, 84-85, 75-76, 77-78). До жилого помещения в <адрес> она вместе с двумя племянниками были долевыми собственниками дома по адресу: <адрес>, который был продан в 2002 году (л.д. 94, 79) и потом в долевую собственность с племянниками приобретена комната общей площадью 15,50 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес>, которая также была продана в 2010 году (л.д. 80-81, 73-74) и приобретен вышеуказанный дом в <адрес>, проданный в 2014 году. Все указанные жилые помещения оформлялись в долевую собственность на троих: Максимову И.М. и ее двух племянников.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ Максимовой И.М. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доли квартиры общей площадью № по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Согласно копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Лукьяновка» в указанном жилом помещении прописан только один человек - Максимова И.М, (л.д. 9).
Из пояснений Максимовой И.М. следует, что указанное жилое помещение принадлежит ей и двум ее племянникам по 1/3 доли каждому, фактически племянники в квартире не живут, оплаты за пользование принадлежащих им долями с истца не требуют. В случае включения ее в список и получения денежных средств в рамках рассматриваемых мер социальной поддержки инвалидов, планирует рассчитаться с племянниками, выкупить у них остальные 2/3 доли и быть единоличным собственником.
Из решения Центрального районного суда города Омска от 11.07.2012 по делу № 2-3648/2012 следует, что «Согласно справке серии № №, ДД.ММ.ГГГГ Максимовой И.М. впервые установлена инвалидность № группы по общему заболеванию (л.д. 7)».
Согласно представленной в суд справке серии № № Максимовой И.М. ДД.ММ.ГГГГ бессрочно установлена инвалидность № группы по общему заболеванию без ограничений к трудовой деятельности (л.д. 12).
Факт установления ДД.ММ.ГГГГ Максимовой И.М. инвалидности № группы по общему заболеванию и наличие инвалидности в настоящее время сторонами не оспаривался.
ДД.ММ.ГГГГ Максимова И.М, обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, претендующих на получение выплаты, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2018 году (л.д. 18а).
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № и.о. директора департамента жилищной политики Администрации города Омска решением комиссии по жилищным вопросам от 02.06.2017 на основании подпункта 1 пункта 9 Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, Максимовой И.М. отказано во включении в список граждан из числа категорий, на получение мер социальной поддержки в 2018 году как лицу, не имеющему права на получением мер социальной поддержки в соответствии с Порядком (л.д. 18).
Проанализировав документы, содержащиеся в материалах дела, суд полагает, что оспариваемый Максимовой И.М. отказ во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2018 году, из числа инвалидов, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № и.о. директора департамента жилищной политики Администрации города Омска, является законным, поскольку в силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилыми помещениями в соответствии с положениями ст. 28.2 указанного Федерального закона за счет средств федерального бюджета обеспечиваются инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года.
Установление инвалидности и постановка инвалида на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, должны иметь место до 1 января 2005 года. Установление гражданину инвалидности после этой даты не влечет возникновение права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Доводы Максимовой И.М. о том, что она стояла в очереди на улучшение жилищных условий до 01.01.2005, а в последующем ей была установлена инвалидность, поэтому она имеет право на включение в список для получения социальной выплаты, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.
Поскольку Максимовой И.М. впервые инвалидность была установлена 08.08.2005, то есть после 01.01.2005, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Каких-либо доказательств отнесения Максимовой И.М. к иным категориям граждан, обеспечиваемых мерами социальной поддержки в соответствии с Порядком, суду истцом не представлено, что позволяет сделать вывод об отсутствии таковых.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Максимовой И.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2017