8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещения

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

Дело № 2-1400/2017

РЕШЕНИЕ

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

18 сентября 2017 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Наконечного С. И.,

при секретаре Долгих И.С.,

с участием истца Иваницкого А.А., представителя истца по доверенности Беспечного В.В., представителя ответчика по доверенности Дулениной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иваницкого Александра Александровича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Иваницкий А.А. обратился в суд с требованиями к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование требований истец указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, Вооруженных Силах РФ с ДАТА по ДАТА. По последнему месту службы в в/ч 67743 был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, расположенном на территории закрытого военного городка. В последующем, в связи с расформированием войсковой части 11280, дислоцировавшейся в п.Обор, казарменно-жилищный фонд военного городка № 18 п. Обор высвободился и в дальнейшем подлежал списанию, в связи с чем все жители военного городка были отселены, путем получения и реализации государственных сертификатов. На момент отселения жителей из открытого городка истец не смог по объективным причинам реализовать свое право на получение сертификата. В настоящее время истец проживает вместе с супругой ФИО1, по договору коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ДАТА истец уволен с военной службы в запас по истечении срока военной службы приказом командующего Войсками КДВО № 083-ПМ, при этом на момент увольнения начальством до личного состава не доводилось, что необходимо писать заявления о постановке на учет для получения жилья или получения жилищного сертификата. Истец указал, что в апреле 2017 года написал заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ с составом семьи 2 человека, в том числе жены ФИО1 На данное заявление от ФГКУ «ВРУЖО» МО РФ был получен отказ. Как указал истец до настоящего время он не имеет жилья по установленных законодательным нормам, не имеет жилья в собственности. В этой связи истец считал, что он должен признаваться нуждающимся в жилом помещении согласно ст. 51 ЖК РФ, поскольку являлся военнослужащим, был уволен с военной службы, на жилищный учет в войсковой части поставлен не был, вместе с тем, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельным основанием для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимся в жилом помещении. Истец просил признать ответ ФГКУ «ВРУЖО» МО РФ от 19.05.2017 г №27/2/10886 о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма и выписку из решения № от ДАТА об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконными; признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма составом семьи два человека, в том числе, супруга ФИО1, по избранному месту жительства в городе Хабаровске; обязать ФГКУ «ВРУЖО» МО РФ включить истца составом семьи два человека, в том числе, супруга - ФИО1 в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в городе Хабаровске, с даты подачи заявления.

В судебном заседании истец Иваницкий А.А. и его представитель Беспечный В.В. требования поддержали по указанным в иске основаниям. Суду дополнительно пояснили, что реализовать свое право на получение жилищного сертификата на момент расселения жителей из п. Обор истец не мог, поскольку отбывал наказание в местах лишения свободы с ДАТА. по ДАТА г. Порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истцу не разъяснили при увольнении, в связи с чем, ни рапорт на имя командира части, ни заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления истец не писал.

В судебном заседании представитель ответчика Дуленина Е.М. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым приказом командира войсковой части 67743 № 100 от ДАТА Иваницкий А.А. уволен в запас и снят со всех видов довольствия с ДАТА и исключен из списков части с ДАТА. Заявление от Иваницкого А.А. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи 2 человека в ФГКУ «Востокрегионжилье» поступило ДАТА. Согласно архивным сведениям квартирно-эксплуатационных частей Восточного военного округа на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма Иваницкий А.А. не состоял. Согласно пункту 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 №4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок. Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления. Данных о том, что истец был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения, о том, что истец состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, не представлено. Иваницкий А.А. исключен из списков части 10.09.1994, и с этого момента истец утратил статус военнослужащего. Поэтому правовых оснований для признания за Иваницким А.А. права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации не имеется, как и оснований для принятия истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, что и было разъяснено заявителю в письменном ответе. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил.

Истец Иваницкий А.А. проходил военную службу в ВооруженныхСилах СССР, Вооруженных Силах РФ в период с ДАТА по ДАТА, уволен в запас по истечении срока военной службы приказом командующего Войсками КДВО № от ДАТА, исключен из списков части с ДАТА, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 67743 № от ДАТА, послужным списком.

В период прохождения военной службы Иваницкому А.А. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее в/ч 67743, которое им сдано после увольнения с военной службы, что подтверждается справкой войсковой части 67743 от ДАТА №.

В настоящее время Иваницкий А.А. зарегистрирован в п. Обор-1, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, по договору коммерческого найма жилого помещения, совместно с супругой ФИО1

Иваницкий А.А. и его супруга ФИО1 не имеют жилых помещений на праве собственности, не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, что подтверждается справками из КГУП «Хабкрайинвентаризация», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю по состоянию на 2017 г., Управления жилищного фонда и приватизации жилья Администрации г. Хабаровска от 09.01.2017 г., Администрации Оборского сельского поселения муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 17.01.2017 г.

Судом установлено, что 05.04.2017 г. Иваницкий А.А. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи 2 человека, в том числе супругу ФИО1, ДАТА г.р.

Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» №2168 от 16.05.2017 г. Иваницкому А.А. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано.

В сообщении ФГКУ «Востокрегионжилье» №27/2/10886 от 19.05.2017 г. указано, что обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания от Министерства обороны РФ производится только военнослужащих, увольняемых (уволенных) с 01.01.2015 г. Иваницкий А.А. уволен в запас, и с ДАТА исключен из списков личного состава войсковой части по истечении срока военной службы. По архивным сведениям квартирно-эксплуатационных частей Восточного военного округа на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма Иваницкий А.А. не состоял. Таким образом, оснований для признания Иваницкого А.А. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» отсутствуют. Истцу предложено разрешить жилищный вопрос на общих основаниях в порядке ст. 49-51 Жилищного кодекса Российской Федерации через органы местного самоуправления по месту регистрации.

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2005 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Иваницкого А.А. с военной службы был урегулирован Жилищным кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте"), Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193),

В соответствии со ст. ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Согласно ч. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

В соответствии с п. 48 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте в списки нуждающихся в жилой площади военнослужащие вносились на основании решений командиров воинских частей. При этом согласно п. п. 1, 6 Положения о жилищных комиссиях (Приложение N 1 Положению), в целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создавались жилищные комиссии. На жилищную комиссию воинской части возлагалась обязанность по рассмотрению списков и проверке жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади.

Пунктом 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действующего в настоящее время, к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы вышеуказанным нормам, которыми предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

На момент увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления, из чего следует, что право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

Учитывая, что истцом не были представлены доказательства свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы он обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части, а, равно как, и не были представлены доказательства его обращения в орган местного самоуправления по вопросу его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, принятия органом местного самоуправления решения о постановке истца на указанный учет, суд пришел к выводу, что в настоящее время, спустя более чем 20 лет со дня увольнения с военной службы, истец не вправе требовать признания за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Утверждение Иваницкого А.А. о том, что до увольнения ему не был разъяснен порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, кроме пояснений об этом истца ничем не подтверждено.

Доказательств постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до увольнения с военной службы суду не представлено, в связи с чем, сам по себе факт проживания истца в служебном жилом помещении, расположенном на момент увольнения истца с военной службы на территории закрытого военного городка, основанием для удовлетворения исковых требований служить не может.

Как установлено судом, обязательства по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в избранном месте жительства у Министерства обороны Российской Федерации не возникли, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется, что не лишает истца права на обращение по вопросу обеспечения жильем в органы местного самоуправления в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Иваницкого Александра Александровича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 26 сентября 2017 года.

Судья:                                 /подпись/                                         

Копия верна: Судья /Наконечный С.И./

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам Акция в январе! 2000 рублей бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.