2-6082\2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 26 сентября 2017 года
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Харченко Н.А.,
при секретаре Белой И.С.,
с участием истца Крывозубова И.М., представителя истца Огурцова С.В., представителя ответчика Крюковой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крывозубова И.М. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося,
УСТАНОВИЛ:
Крывозубов И.М. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил о признании незаконным отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося от ... N, вынесенного 4 отделом (г. Оренбург) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту - ФГКУ «Центррегионжилье»). В обоснование иска указал, что с ... проходил военную службу. На основании приказа от ... N уволен с военной службы в запас по собственному желанию, имея выслугу лет в ВС: календарную – 23 года, в льготном исчислении – 25 лет 4 мес.. При увольнении жилым помещением обеспечен не был. ... обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилья и предоставлении субсидии на его приобретение. После устранения недостатков, указанных в письме от ..., документы поданы повторно. ... истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на пп. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (отсутствие статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в ВС РФ). С принятым решением не согласен, т.к. имеет требуемую 20-летнюю продолжительность военной службы.
В судебном заседании истец Крывозубов И.М. и его представитель Огурцов С.В. поддержали заявленные требования, просили об их удовлетворении по изложенным в иске основаниям, указав, что в период прохождения военной службы собирал документы для постановки на учет, но им не был собран полный пакет документов, в связи с чем заявление от ... не было принято ответчиком. Полный пакет документов собран и предоставлен ответчику в апреле ... г..
Представитель ответчика Крюкова С.М. возражала против удовлетворения заявленных требований по изложенным в письменном отзыве основаниям.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив в совокупности все собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу ст. ст. 32 (ч. 4), 37 (ч. 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и 114 (п. "д", "е" ч. 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 N 5-П, 03.02.2010 N 3-П, 27.02.2012 N 3-П).
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Порядок реализации права на жилище, условия обеспечения жилищных прав военнослужащих определены в ст. ст. 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым обязанность обеспечения жильем как в форме предоставления жилого помещения, так и в денежной форме возникает при совокупности ряда установленных законом условий. К числу таких условий относятся: нуждаемость военнослужащего в жилье, при этом такой военнослужащий должен быть учтен в качестве нуждающегося в жилых помещениях перед увольнением с военной службы, включен в единый реестр нуждающихся, а также продолжительность военной службы.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти.
На момент увольнения истца с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части порядок учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280 (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 1 Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), с приложением необходимых документов, указанных в данной норме.
Согласно п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 г. № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанного Приказа уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает.
Заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих их списков личного состава воинской части.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Несоблюдение военнослужащим указанных условий исключает возможность реализации им права на жилище, предусмотренное Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
В ходе судебного заседания установлено, что Крывовзубов И.М. проходил военную службу с ... (копия военного билета).
На основании приказа от ... N командира 21 отдельной гвардейской мотострелкойой бригады (тяжелой) истец уволен с военной службы в запас по собственному желанию, имея выслугу лет в ВС более 20 лет.
В соответствии с приказом командира войсковой части 12128 от ... N Крывозубов И.М. с ... исключен из списков личного состава воинской части.
С заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося истец обратился в ФГКУ Центррегионжилье ..., что подтверждает как истец, так и усматривается из предоставленных ответчиком материалов, в том числе заявления.
Учитывая, что истец уволен с военной службы ... и исключен из списков личного состава с ..., на момент обращения к ответчику с заявлением и требуемым пакетом документов истец обратился, не имея статуса военнослужащего.
Ссылки истца на приказ об увольнении от ... не могут быть признаны состоятельными.
Действительно, в приказе от ... N об увольнении от ... указано об увольнении истца с оставлением на учете в качестве нуждающегося в предоставлении субсидии для приобретения жилья или строительства жилого помещения.
Между тем, указанный документ не свидетельствует о возникновении у него права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, поскольку на момент увольнения истца и исключения его из списков личного состава жилищные комиссии и командиры войсковых частей не были уполномочены решать вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в предоставлении жилых помещений и их постановке на соответствующий учет, в уполномоченный орган (ФГКУ Центррегионжилье) истец по вопросу постановки на учет не обращался, что им не оспаривалось.
Подтверждением того, что истец в установленном порядке не принят на учет для предоставления жилого помещения до увольнения с военной службы, является ответ на запрос врИО командира войсковой части 12128 от ... N, из которого усматривается, что Крывозубов И.М. обращался в рабочую группу по учету фонда постоянного и служебного жилья за перечнем документов, необходимых для признания нуждающимся в получении постоянного жилья, но документы для проверки и дальнейшей отправки в структурное подразделение так и не представил.
Ссылка истца на дату заполнения заявления о постановке на учет – ..., не свидетельствует о передаче документов в уполномоченный орган для принятия решения о признании истца нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, истцом не соблюден порядок признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поскольку в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на такой учет истец на момент прохождения военной службы не обращался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Крывозубов И.М., нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет (ФГКУ «Центррегионжилье»), не вправе требовать признания за ним после увольнения с военной службы права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В связи с чем, отказ ФГКУ Центррегионжилье в принятии на учет Крывозубова И.М. в качестве нуждающегося в жилом помещении, оформленный решением от ... N является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Крывозубова И.М. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Харченко Н.А.
В окончательной форме решение принято 29.09.2017 г..
Судья: Харченко Н.А.