8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказа и обязании выдать государственный жилищный сертификат № 2-4038/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

№2-4038/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2017 года город Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Жуковой О.С.

при секретаре Шиловой А.А.,

с участием представителей истца Маринченко В.Н., Кандалинцева В.В.,

представителя ответчика Кузнецовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Пахоменко А.Ф. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным отказа и обязании выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Пахоменко А.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Кувандыкского городского округа, указав, что состояла на учете в качестве нуждающейся в получении жилья, имея статус вынужденного переселенца, <данные изъяты>. По порядку очередности в 2016г. была первая. 15.04.2016г. ей было отказано ответчиком в получении жилья, и неправомерно снята с учета. Обратилась в прокуратуру с целью защиты нарушенных прав, и была восстановлена в списках нуждающихся, но не первой по очереди. Тем самым ее права на получение жилищного сертификата в 2017г. нарушены. Просила изначально восстановить права истца на получение жилищного сертификата в 2017г.

Впоследствии требования изменены, окончательно просила признать незаконным отказ в выделении жилищного сертификата Пахоменко А.Ф. в 2017г. и обязать ответчика выделить в 2017г. государственный жилищный сертификат.

Определением суда от 02.06.2017г. произведена по измененным требованиям замена ненадлежащего ответчика Администрации Кувандыкского городского округа на надлежащего – Министерство социального развития Оренбургской области, дело направлено для рассмотрения по подсудности.

Истец Пахоменко А.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца на основании доверенности Маринченко В.Н. в судебном заседании указала, что Пахоменко А.Ф. <данные изъяты> стояла на учете в качестве нуждающихся в жилье по категории «вынужденный переселенец», собственного жилья не имеет, дом, в котором она зарегистрирована, не имеет удобств, поэтому сейчас в преклонном возрасте она не может там жить, переехала к родне. Не написала заявление на 2017г. потому, что ей не дали такой возможности – ее неправомерно исключили из списков, сначала восстановилась с помощью прокуратуры, потом болела, лежала в стационаре. Время оказалось упущенным. Восстановили не первой на очереди, а в конец, что также неправомерно. Полагает, что необходимо установить незаконность отказа в предоставлении жилищного сертификата в 2017г., и обязать его выдать. Просит иск удовлетворить.

Представитель истца по устному ходатайству Кандалинцев В.В. дополнил также, что норма закона о необходимости учета нуждаемости в жилье в отношении вынужденного переселенца появилась только в 2015г., и применять ее к человеку, который <данные изъяты> лет стоял на учете, был включен в список на получение жилья и ожидал его, нельзя. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерство социального развития Оренбургской области Кузнецова Л.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что отказа в выделении сертификата ответчик не выносил, документы были возвращены, т.к. Пахоменко А.Ф. не подпадает под программу по обеспечению жильем, поскольку является обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания. Она зарегистрирована по месту жительства в жилом доме в <адрес> и, отказавшись в нем от приватизации, сохраняет право постоянного проживания. Доводы об отсутствии в доме удобств не являются основанием для выдачи сертификата, т.к. непригодным для проживания дом не признан. Проживание в другом жилом помещении материалами учетного дела не подтверждалось, такие документы в Министерство не предоставлялись. Норма о нуждаемости в жилье применяется к Пахоменко А.Ф., поскольку правоотношения по выдаче сертификата возникают только после принятия решения об этом, и на момент принятия решения норма действовала. Выдача сертификата при этом является нецелевым расходованием бюджетных средств. Заявление на 2017г. на выдачу сертификата Пахоменко А.Ф. не подавала. Тем самым признать отказ незаконным невозможно ввиду отсутствия такого отказа, кроме того, Пахоменко А.Ф. является обеспеченной жилым помещением.

Третье лицо Администрация <данные изъяты> городского округа в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п.п.2 ч. 1 статьи 7 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: 2) осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ).

До 10.01.2016г. редакция статьи звучала иначе: «включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности».

Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установило, что право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

Нуждаемость в жилых помещениях вынужденных переселенцев определяется с учетом положений ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" - вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации, а также не получали различные социальные выплаты и субсидии, перечисленные в статье.

Согласно ст. 52 ЖК РФ, Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из совокупности положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), пункта 2 части 1 статьи 7 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", следует, что учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г. установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее - Правил).

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.07.2016 N 629, вступившего в силу 16.07.2016г.).

Ранее норма звучала следующим образом: «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений».

Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный подпунктом "д" пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его.

Таким образом, из смысла вышеприведенных норм права следует, что и постановка на учет в органе местного самоуправления вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом членов семьи, и признание участником подпрограммы, и включение в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, носят заявительный характер.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании заявления Пахоменко А.Ф. от 10.07.2001г. она и члены ее семьи муж М.Н.П. и сын М.В.Н. были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории «вынужденный переселенец», распоряжением Администрации МО <данные изъяты> от 06.05.2002 года № 740 она включена в общий список получения жилья.

Имеется удостоверение вынужденного переселенца на имя Пахоменко А.Ф., выданное 23.07.2001г., свидетельствующее о принятии ее на учет 18.06.2001г.

Как видно из уведомления от 23.01.2017г. № 5-11/487, УМВД России по Оренбургской области статус вынужденного переселенца Пахоменко А.Ф. продлен до 18.06.2017г. Из обстоятельств дела усматривается, что он не утрачен и до настоящего времени.

Из справок, поданных при оформлении постановки Пахоменко А.Ф. на учет, от 14.03.2001г., истец с составом семьи 3 человека проживала на территории <адрес>, собственной квартиры на территории сельсовета не имела.

Справками отдела по работе с сельским населением Администрации Кувандыкского городского округа от 21.11.2016г. и от 02.06.2017г., Пахоменко А.Ф. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>, собственного домовладения и приватизированного жилья на территории округа не имеет, по договору социального найма жилье не получала.

Из письма от 09.03.2016г. № 01-20/699 следует, что Администрация Кувандыкского городского округа направила в Министерство социального развития Оренбургской области ходатайство о выделении государственного жилищного сертификата Пахоменко А.Ф. по категории «вынужденный переселенец», учитывая, что ею 10.02.2015г. подано заявление на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и получение сертификата в 2016 году, которое имеется в материалах дела.

Документы были возвращены с письмом от 04.04.2016г. № 3307/09, где отражено, что Пахоменко А.Ф.сохраняет право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, которая передана в порядке приватизации 11.10.2006г. в собственность сыну М.В.Н., в то время как Пахоменко А.Ф., будучи зарегистрированной в квартире по месту жительства, что подтверждается справкой от 15.12.2006г., от приватизации отказалась, что расценивается как ухудшение жилищных условий.

Как следует из договора найма жилого помещения от 02.09.2015г., Пахоменко А.Ф. получила на условиях найма у М.В.Н. во временное пользование квартиру по адресу <адрес>

Постановлением № 602-п от 15.04.2016г. Пахоменко А.Ф. была снята с учета в качестве нуждающейся в получении жилья по п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, о чем истцу направлено сообщение от 15.04.2016г. № 01-20/1362.

Как видно из письма Кувандыкской межрайонной прокуратуры от 17.08.2016г. № 158ж-2016, по заявлению Пахоменко А.Ф. о нарушении ее прав проводилась прокурорская проверка, по результатам которой внесено представление в адрес главы администрации МО Кувандыкский городской округ об устранении нарушений жилищного законодательства. По копии представления № 07-02-2016, нарушением законодательства в части снятия Пахоменко А.Ф. с учета является истечение 5-летнего срока со дня ухудшения жилищных условий (отказа от приватизации).

Учитывая данное представление, 22.08.2016г. Администрации Кувандыкского городского округа вынесла постановление № 1479-п, которым Пахоменко А.Ф. восстановлена в списке нуждающихся.

Ответ Администрации Кувандыкского городского округа № П-318 от 13.04.2017г. на обращение Пахоменко А.Ф. подтверждает, что снятие с учета производилось в связи с улучшением жилищных условий и утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения. В правах восстановлена 22.08.2017г. В списках на получение сертификата в 2017г. истец отсутствовала в связи с непоступлением соответствующего заявления. Список на 2018г. формируется до 01.08.2017г., и будет представлен в Министерство социального развития Оренбургской области с учетом заявления Пахоменко А.Ф.

Согласно заявлению от 04.04.2017г., Пахоменко А.Ф. подала заявку на выдачу государственного жилищного сертификата в 2018г., постановлением Администрации Кувандыкского городского округа № 1086-п от 07.07.2017г. включена в утвержденный список граждан – участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" под № 1 и ее учетное дело направлено на рассмотрение в Министерство социального развития Оренбургской области.

Сведений о подаче ею заявления на выдачу сертификата в 2017г. в материалах дела не имеется.

Свидетельство о смерти от 12.01.2016г. подтверждает, что супруг истца М.Н.П. умер ДД.ММ.ГГГГ а данные выписки из похозяйственной книги по состоянию на 18.02.2016г. свидетельствуют о том, что Пахоменко А.Ф. по адресу <адрес> проживает и зарегистрирована одна. Аналогичные данные явствуют из справки Администрации Кувандыкского городского округа от 04.04.2017г., и не оспаривались истцом в ходе судебного разбирательства. Тем самым жилищные условия Пахоменко А.Ф. изменились по сравнению с периодом постановки на учет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Министерства социального развития в Оренбургской области отсутствовали основания в 2016г. для возвращения учетного дела Пахоменко А.Ф. в Администрацию Кувандыкского городского округа, поскольку срок намеренного ухудшения жилищных условий истцом значительно превышал установленный п.16.2 Правил 5-летний срок для учета сделок, ухудшающих жилищные условия, а норма п.п. «ж» п.5 Правил о необеспеченности жилыми помещениями, на которую ответчик ссылается в возражениях на иск, существовала на момент возврата (04.04.2016г.) в прежней редакции, не содержащей упоминаний о необеспеченности истца жилыми помещениями, и соответственно не может применяться в момент рассмотрения дела в иной редакции.

В то же время исковые требования о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в 2017г. не могут быть удовлетворены, поскольку на 2017г. документы на имя Пахоменко А.Ф. не рассматривались, и соответствующий документ Министерством не выносился.

Пунктами 2-4 Правил установлены принципы добровольности участия в программе и ежегодности решения вопросов о выпуске государственных сертификатов, а потому суд находит невозможным и удовлетворение требования об обязании ответчика выделить в 2017г. жилищный сертификат, т.к. формирование списков на такую выдачу завершено 01.09.2016г., а заявление на участие в программе Пахоменко А.Ф. в 2016г. не подавала. Невозможность подачи такого заявления судом не установлена, поскольку исключение из списка нуждающихся Администрацией Кувандыкского городского округа произведено 15.04.2016г., а заявления на выдачу сертификата могли быть поданы с 01.01.2016г.

Действия администрации по исключению Пахоменко А.Ф. из списка в судебном порядке оспорены не были, как не решался и вопрос о восстановлении жилищных прав истца в связи с неправомерным исключением из списков и включении в список получателей сертификатов по заявлению, поданному на 2016г.

В силу несоблюдения истцом заявительного характера получения жилищного сертификата в 2017г., оснований для обязания выделить такой сертификат в 2017г. не имеется, т.к. права истца в этой части не нарушены. В то же время, соответствующее заявление на 2018г. имеется в материалах учетного дела, и решение по нему не принято.

Исходя из изложенного, в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку в иске отказано, судебные расходы распределению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении искового заявления Пахоменко А.Ф. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным отказа и обязании выдать государственный жилищный сертификат отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.С. Жукова

Мотивированное решение составлено 11.09.2017г.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн