8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказ в постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения № 2-87

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

01 ноября 2017 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Яремчук Е.В.,

при секретаре Жаруне А.Р.,

с участием истца Рябиковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябиковой Д.С. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказ в постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

истец Рябикова Д.С. обратилась в суд с указанным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, мотивируя требования тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Рябикова Д.С. обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области Рябиковой Д.С. отказано в постановке на учет. Отказ был мотивирован тем, что на момент рассмотрения поданного Рябиковой Д.С. заявления, ее возраст составлял 24 года. Таким образом, Рябикова Д.С. утратила одно из установленных законодательство условий получения мер социальной поддержки. Полагает, что отказ ответчика в удовлетворении заявления является необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Просит суд признать недействительным отказ министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области в постановке Рябиковой Д.С. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, обязать ответчика поставить Рябикову Д.С. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обязать ответчика предоставить Рябиковой Д.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда области пор договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> общей площадью не менее 30 кв.м.

Истец Рябикова Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленном заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку на момент подачи заявления о постановке на учет, Рябиковой Д.С. было полных 24 года. Доказательств подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения, Рябиковой Д.С. не представлено. Кроме того, до момента достижения Рябиковой Д.С. 23-летнего возраста, обеспеченность последней общей площадью жилого помещения составляла 15 кв.м, что больше учетной нормы, установленной законом.

В судебное заседание представитель 3-го лица – министерства финансов Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя министерства финансов Саратовской области.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям -сиротами и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. ч. 2, 3, 5 ст. 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года №123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется, если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина.

В соответствии с ч. ч. 2, 3, 5 ст. 5 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.

Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, для постановки на специализированный жилищный учет представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений следующие документы: 1) ходатайство уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 1), или заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 2), или заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на специализированный жилищный учет либо заявления лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 3); 2) заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о желаемом месте предоставления жилого помещения в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) либо в границах административных центров муниципальных районов (приложение 4) либо согласие вышеуказанных лиц об определении места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного государственного органа области в сфере жилищных отношений в соответствии с пунктом 1 части 2 и частью 3 статьи 7 настоящего Закона (приложение 5); 3) копия решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в учреждение, в приемную семью, под опеку (попечительство); 4) копии свидетельств о рождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5) копии паспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6) копии документов, подтверждающих факт отсутствия единственного или обоих родителей; 7) справка о месте проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов; 8) документы соответствующей организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденных до 1 января 1998 года, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения; 9) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в статье 4 настоящего Закона (при наличии таких обстоятельств); 10) документы об отсутствии выявленных, ранее закрепленных, сохраненных жилых помещений, либо сведения о таких жилых помещениях, либо информация об отсутствии таких сведений в отношении лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, кроме документов, установленных частью 3 настоящей статьи, самостоятельно с согласия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (приложение 6), запрашивает и приобщает к материалам учетного дела документы органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области, об отсутствии (наличии) недвижимости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, в случае если данные изменения произошли после 6 июля 1997 года. Вышеуказанные граждане, не давшие согласие уполномоченному государственному органу области в сфере жилищных отношений запрашивать документы, указанные в настоящей части, представляют их при подаче документов вместе с иными документами, указанными в настоящей статье.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 либо в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.

В судебном заседании установлено, что 03 июля 2017 года Рябикова Д.С. обратилась с заявлением в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области (л.д. 45).

В ответе на заявление № от 18 июля 2017 года, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области сообщило, что по результатам рассмотрения представленных документов, Рябиковой Д.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области на основании п. 1 ч. 7 ст. 5 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», так как статус Рябиковой Д.С. не соответствует требованиям статьи 3 настоящего Закона и части 1 настоящей статьи (л.д. 44).

В судебном заседании установлено, что Рябикова ФИО11 Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16, 19), относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22), отец ФИО5 лишен родительских прав (л.д. 20).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Постановлением администрации объединенного муниципального образования Энегльсского района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетней Рябиковой ФИО12 Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека, опекуном назначена ФИО6, за Рябиковой ФИО13 Д.С. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 64-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ, Рябикова является собственником 3/10 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 60,1 кв.м (л.д. 27).

Также в судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Рябикова Д.С. (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО8 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 (с ДД.ММ.ГГГГ). Площадь квартиры составляет 60,1 кв.м (л.д. 26).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что обеспеченность Рябиковой Д.С. общей площадью жилого помещения на каждого проживающего в указанном жилом помещении до достижения ею 23-летнего возраста (до ДД.ММ.ГГГГ) составляла 15,025 кв.м, то есть более учетной нормы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками которых они являются, признается невозможным если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

в) не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством по их выселению;

г) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством по их выселению;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее 14 кв. м общей площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии проживания в жилых помещениях, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, других граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством области.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось истцом, что в установленном законом порядке с заявлением о признании невозможным проживание в указанном выше жилом помещении с приложением требуемых документов истец Рябикова Д.С. не обращалась и соответствующих решений органом местного самоуправления не принималось.

Таким образом, невозможность проживания истца в жилом помещении, принадлежащем ей на праве долевой собственности, не установлена в порядке, определенном законодательством.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец Рябикова Д.С. не является нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области и не может быть принята на соответствующий учет.

При таких обстоятельствах, установленные законом основания для признания незаконным отказ министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области в постановке Рябиковой Д.С. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, возложении обязанности поставить Рябикову Д.С. на соответствующий учет и предоставить ей жилое помещение из специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Рябиковой Д.С. к министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области о признании недействительным отказ в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности поставить Рябикову Д.С. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности предоставить Рябиковой Д.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда области пор договору найма специализированного жилого помещения в городе Энгельс общей площадью не менее 30 кв.м - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г.Саратова.

Судья Е.В. Яремчук

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн