8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным бездействия по непредставлению жилого помещения по договору социального найма, понуждении исполнить распоряжение № 2-7075/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №2-7075/2017

11 августа 2017 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бивол Е.А.,

при секретаре Гавриловой Т.С.,

с участием представителя истца Коротиной О.И., представителя ответчика Уманец И.И.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Волкова ФИО11 к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьим лицам Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным бездействия по непредставлению жилого помещения по договору социального найма, понуждении исполнить распоряжение,

УСТАНОВИЛ:

Волкова Е.С. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование которого указала, что на основании дополнительного соглашения от 16 декабря 2016 года к договору социального найма жилого помещения от 03 августа 2009 года № является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. В указанном помещении также зарегистрированы члены ее семьи: ФИО6, ФИО7, ФИО8 Распоряжением Администрации МО «Город Саратов» №-Р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер А, было предписано в течении трех месяцев со дня его издания произвести отселение из занимаемых помещений. Однако до настоящего времени истец и ее семья из указанного жилого помещения не отселены, иное жилое помещение им не выделено, несмотря на тот факт, что ранее решением Волжского районного суда г. Саратова уже был разрешен этот вопрос в отношении Климовой Н.П., матери истца, ранее являющейся нанимателем вышеуказанного жилого помещения, обязательства ответчика перед которой были прекращены ее смертью. Вместе с тем, бездействие ответчика влечет возникновение неблагоприятных последствий в виде угрозы для жизни истца и членов его семьи.

Истец Волкова Е.С., представители третьих лиц Администрации Кировского района г. Саратова, Комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Коротина О.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дала объяснения, аналогичные описательной части решения.

Представитель ответчика Уманец И.И. исковые требования не признал, поскольку исполнить распоряжение № 166-Р от 08 мая 2013 года не представляется возможным, так как в распоряжении ответчика отсутствуют свободные жилые помещения. Отселение нанимателей из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу после 01 января 2012 года осуществляется в освобождаемые жилые помещения муниципального жилого фонда с учетом хронологической последовательности принятия администрацией соответствующих распоряжений. Действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статьи 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ) пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст. 10 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Кроме того, поскольку решение о признании жилого помещения непригодным для проживания принималось органами местного самоуправления, осуществление мероприятий по отселению граждан из жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, и предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Волкова Е.С. является нанимателем жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.5-6). Данная квартира имеет общую площадь 32,68 кв.м. Вместе с истцом в квартире зарегистрированы и члены ее семьи ФИО6, ФИО7, ФИО8

Распоряжением Администрации МО «Город Саратов» № 166-Р от 07 мая 2013 года было определено произвести снос <адрес> литер А по <адрес>, в течении трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений.

Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещенияВолкова Е.С. не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в 2013 году, когда жилой дом по адресу:<адрес>, лит.А был признан аварийным, непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Иного жилого помещения пригодного для проживания истец не имеет.

На основании ст. 1, 37, 44, 46, 47 Закона Саратовской области "О предоставлении жилья в Саратовской области" нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов – совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде – правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. Вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. Предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ему в пользование жилого помещения.

В силу ст. 34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением мэра г.Саратова от 10.05.2007 № 19 "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Следовательно, орган местного самоуправления, приняв решение о сносе аварийного дома путем издания распоряжения от 07 мая 2013 года № 166-р, обязан выполнить данное действие в разумный срок.

Поскольку Администрацией муниципального образования «Город Саратов» после издания распоряжения №-Р от 07 мая 2013 годаи до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение, взамен признанного непригодным для проживания и истец с семьей продолжает проживать в доме, имеющим 60% износ основных строительных конструкций, суд полает подлежащим удовлетворению требования истца о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» в не предоставлении Волковой Е.С. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, незаконным и возложении на ответчика обязанности исполнить положения распоряжения №-р от 07.05.2013.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» в не предоставлении Волковой ФИО12 благоустроенного жилого помещения по договору социального найма незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» исполнить положения распоряжения№-р от 07 мая 2013 года «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу:<адрес> в части отселения Волковой ФИО13 членов ее семьи из аварийного и непригодного для проживания жильяв другое благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн