8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании неправомерным отказа, принятии и постановке на учет нуждающегося в жилом помещении гражданина, уволенного с военной службы и членов его семьи № 2-721/2017 ~ М-552/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2- 721/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2017г. г. Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя истца Тихомирова Д.В., представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Науменко Н.А., при секретаре Жуковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ломачинского ФИО6 к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании неправомерным отказа, принятии и постановке на учет нуждающегося в жилом помещении гражданина, уволенного с военной службы и членов его семьи,

УСТАНОВИЛ:

Ломачинский В.И. обратился в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании неправомерным отказа, принятии и постановке на учет нуждающегося в жилом помещении гражданина, уволенного с военной службы и членов его семьи, в обоснование иска указав, что является пенсионером МО РФ. Уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по ст. 51 п. 2 п.п. А (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Календарная выслуга лет составляет 20 лет 06 месяцев 17 дней, льготная выслуга лет 30 лет 01 месяц 10 дней. Он и члены его семьи не обеспечены жилым помещением от Министерства обороны РФ. Относится к категории- граждане, уволенные с военной службы по льготной статье, заключившие контракт до 1998 года, имеющие выслугу лет более 20 лет. Во время прохождения военной службы неоднократно обращался к командованию военных частей с рапортами о предстоящем увольнении и не обеспеченностью жилым помещением с целью постановки на учет нуждающихся в жилом помещении после увольнения по избранному месту жительства в <адрес>. Перед предстоящим увольнением с военной службы в листах беседы с командирами, он указывал, что не обеспечен жилым помещением, не признан нуждающимся в жилом помещении и обеспечен только служебным жилым помещением и иного жилья не имеет. В <адрес> в закрытом военном городке (Восточный городок) проживает на дату подачи иска. Жилое помещение по адресу: <адрес>, является служебным, передача таких жилых помещений в собственность граждан запрещена. До реорганизации КЭЧ и реорганизации воинской части неоднократно обращался о получении жилого помещения в оба учреждения, где ему отвечали, что получит жилое помещение позже. Обеспечение жилым помещением истца при увольнении лежало и на командовании части. Его поданные заявления и пакет документов при увольнении, рапорта, листы бесед- оставили без внимания. Между тем, в его учетном деле не содержится данных о содержании состоявшейся между ним и командиром части беседы при увольнении, лист беседа исчез из его учетного дела.

Считает, что не утратил право на улучшение жилищных условий. В военной части его так и не поставили на учет, дождавшись его увольнения, что также считает неправомерными действиями военного руководства МО РФ. На основании этого, истец ДД.ММ.ГГГГ подал заявление- рапорт и пакет необходимых документов в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ. ДД.ММ.ГГГГ истец получил письмо ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с ответом (решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии граждан на учет нуждающихся в жилом помещении). Считает данный отказ неправомерным и подлежащим отмене.

Просит признать незаконным и необоснованным решение № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об отказе поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина уволенного с военной службы Ломачинского В.И., с составом семьи 2 человека, избранное место жительства <адрес>; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ поставить на учет Ломачинского В.И., в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина уволенного с военной службы в установленном законом порядке, согласно приказу Министра Обороны РФ от 21.07.2014г. № 510, Приказу МО РФ № 1280 с составом семьи 2 человека, избранное место жительство <адрес>, признать за ним право постановки на данный учет с момента последнего обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание истец Ломачинский В.И. не явился в связи с отдаленностью проживания, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Тихомиров Д.В. поддержал заявленные требования дополнил, что со стороны должностных лиц войсковой части имело место бездействие, комиссия в установленном порядке не созывалась, документы в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, которое осуществляет функции по постановке на учет нуждающихся, не передавались. За ДД.ММ.ГГГГ листы беседы и рапорт истца утерян. За ДД.ММ.ГГГГ лист беседы и рапорт имеются в материалах дела, истец обращался с ними за год до своего увольнения.

Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Науменко Н.А. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что истец был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части. На момент увольнения с военной службы истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания. Не предусматривается обеспечение жилым помещением уволенных военнослужащих, которые на момент увольнения не состояли не учете в качестве нуждающихся. Истец Ломачинский В.И. до увольнения с военной службы, а также при увольнении с военной службы с документами для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался. Таким образом, право военнослужащего на обращение в компетентные органы для решения жилищного вопроса является исключительным правом самого военнослужащего, которое носит заявительный характер.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд установил.

Согласно выписки из приказа командующего № Армией по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Ломачинский В.И., уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Выслуга лет в ВС календарная-20 лет. 04 мес., в льготном исчислении-29 лет 05 мес. Обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства

Согласно справки Военного комиссариата Хабаровского края Ломачинский В.И. проходил действительную военную службу по ДД.ММ.ГГГГ На день увольнения его выслуга лет составила в льготном исчислении 30 лет 01 мес. 10 дн., в календарном исчислении 20 лет 06 месяцев 17 дн.

Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> Ломачинским В.И., проходящим военную службу, ДД.ММ.ГГГГ, подан рапорт о том, жилой площадью на момент увольнения не обеспечен. Просит после увольнения в запас оставить его в списках очередников на получение жилья (л.д.26).

Согласно листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ Ломачинский В.И. указал, что жилой площадью по нормам жилищного законодательства не обеспечен.

ДД.ММ.ГГГГ Ломачинский В.И. обращается с рапортом, согласен которому жилой площадью на момент увольнения не обеспечен.

Согласно листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ Ломачинский В.И. указал, что обеспечен служебным жильем по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Ломачинский В.И. обращается с рапортом, согласен которому жилой площадью на момент увольнения не обеспечен. Просит после увольнения в запас оставить его в списках части, очередников на получение жилья. Просил отправить документы для постановки на очередь по избранному месту жительства в <адрес>.

Согласно листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ Ломачинский В.И. указал, что не признан нуждающимся.

Согласно листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ представленного по запросу суда Военным комиссариатом Хабаровского края из материалов личного дела Ломачинского В.И., последний указал, что не признан нуждающимся. В получении жилой площади.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, для признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением необходимых документов, подтверждающих их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Возможность принятия на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы, Инструкция не предусматривает.

Согласно материалам дела истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поступившее в ФГКУ «Востокрегионжилье» РФ ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части.

Положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вышеуказанной инструкцией, не содержат указания на возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и не принятых на жилищный учет в период военной службы.

Согласно сообщению начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ за №, адресованному Ломачинскому В.И., последнему указано, что он не признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации по ранее установленному порядку.

В соответствии с ст. 2 вышеуказанного Закона, статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.

На момент обращения в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, Ломачинский В.И. не являлся военнослужащим, а относился к гражданам, уволенным с военной службы (статья 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Таким образом, на истца распространяются все социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством для данной категории граждан, но получение таких социальных гарантий и компенсаций должно реализовываться в установленном законом порядке.

В настоящее время Ломачинский В.И. военнослужащим не является, истец статус военнослужащего утратил, в связи с чем правовых оснований для возложения обязанности на ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить истца и членов его семьи жилым помещением у суда не имеется.

Решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или улучшения жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Кроме того, п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Истец не представил, и судом не добыто, доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее, уполномоченными органами принято решение о принятии на учет истца до даты исключения его как военнослужащего из списков личного состава воинской части в соответствии с требованиями Правил нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.

Доказательств того, что истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в установленном законом порядке признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списках военнослужащих уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, им суду представлено не было.

Суд приходит к выводу о том, что истец, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилого помещения, а также на признание его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

Сама по себе потребность истца в улучшении своих жилищных условий не означает, что жилое помещение должно быть предоставлено ему именно в указанном в его исковом заявлении порядке.

В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Ломачинскому ФИО6 к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании неправомерным отказа, принятии и постановке на учет нуждающегося в жилом помещении гражданина, уволенного с военной службы и членов его семьи, - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2017г.

Судья /подпись/

Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн