8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного города Москвы № 02-0860/2016

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-860/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2016 года Чертановский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.А., при секретаре Архиповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело по иску

Государственной жилищной инспекции города Москвы к ЖСК «Онежск» о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> города Москвы, итоги которого подведены в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мосжилинспеция обратилась в суд с иском к ЖСК «Онежск» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> было проведено общее собрание собственников помещений путем совместного присутствия; в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Так, в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ поступили обращения собственников помещений ГР-06-7324/15 и ГР-06-7338/15 по вопросу правомерности указанного общего собрания, в рамках рассмотрения которых, был запрошен пакет документов в отношении собрания. В результате осмотра было установлено следующее. В повестку дня включены следующие вопросы: - Выборы рабочих органов собрания (счетной комиссии, председателя собрания, секретаря собрания).

- Утверждение размера целевых взносов собственников помещений и Финансового плана расходов целевых взносов на 2015 год.

- Утверждение Положения о резервном фонде.

- Утверждение размера взноса в резервный фонд с 2015 года.

- Определение способа уведомления собственников о созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

- Подтверждение выбранного и реализованного способа управления МКД - управление ЖСК «Онежск».

Общее собрание собственников помещений (далее - ОССП) было проведено путем совместного присутствия ДД.ММ.ГГГГ, а в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ ОССП путем совместного присутствия соответствует ч. 5 ст. 45 ЖК РФ. Однако не представлены документы, подтверждающие уведомление собственников о проведении такого собрания в соответствии с порядком, установленным ч. 4 ст. 45 ЖК РФ. Согласно письму ЖСК «Онежск» от ДД.ММ.ГГГГ Исх.№ данное уведомление было размещено на информационных стендах подъездов, однако документов, подтверждающих данный факт, а также решения ОССП об утверждении такого способа уведомления не представлено.

В представленном протоколе ОССП от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ не указаны результаты голосования по каждому вопросу повестки дня.

Представлено уведомление о проведении ОССП в форме заочного голосования, согласно которому решения собственников принимаются с ДД.ММ.ГГГГ с 11.00 до 12.00 и с 19.00 до 21.00 до ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление не соответствует требованиям ч. 5 ст. 45 ЖК РФ, поскольку не указано кто именно является инициатором данного собрания. Документов, подтверждающих уведомление собственников о проведении ОССП в установленном ч. 4 ст. 45 ЖК РФ порядке не представлено.

Представлено 122 копии бланков решений собственников помещений. Однако в данных решениях, в нарушение п.2 ч. 3 ст. 47 ЖК РФ, не содержат сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение. При этом данная информация также не содержится в представленном реестре собственников помещений в многоквартирном доме ЖСК «Онежск на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установить факт собственности лиц, участвующих в ОССП, на помещения не представляется возможным. В связи с чем, данные решения не могут быть включены в подсчет результатов по ОССП, в связи с чем, установить наличие кворума, предусмотренного ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, на данном собрании не представляется возможным. На основании изложенного, просят признать недействительным решение общего собрание собственников помещений многоквартирного <адрес>, итоги которого подведены в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ Представитель истца Ибрагимова Р.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Также, просила признать недействительным решение общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что принятие решений по вопросу 2, 3, 4 повестки) не входит в компетенцию общего собрания собственников многоквартирного дома. Дополнила, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива. В соответствии с п.3.1.3 Устава ЖСК для достижения уставных целей ЖСК имеет право: определять смету доходов и расходов ЖСК на год (финансовый план), в том числе в отношении расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, взносов и отчислений в резервный фонд и другие фонды, а также расходов на другие, установленные уставом ЖСК цели. Следовательно, решение об установлении размера целевого взноса и взноса в резервный фонд должно было приниматься на общем собрании членов ЖСК. Более того из текста Положения о резервном фонде на непредвиденные расходы ЖСК «Онежск» 2015 года, утвержденного на общем собрании собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что резервный фонд создан с целью направления на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также для выполнения программ и финансирования непредвиденных расходов. Более того, п.7 Положения содержит утверждение о том, что настоящее Положение может быть изменено только по решению общего собрания ЖСК (л.д. 50-53).

Председатель Правления ЖСК «Онежск» Волкова Г.К., а также представитель ответчика Александровская О.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, против удовлетворения исковых требований возражали, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указали следующее.

Как усматривается из Акта осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в материалы дела, Мосжилинспекцией были выявлены следующие нарушения при проведении собрания: не представлены документы, подтверждающие уведомление собственников о проведении собрания от ДД.ММ.ГГГГ; в представленном протоколе ООСП от ДД.ММ.ГГГГ в нарушении ч. 4 ст. 181.2 не указаны результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; уведомление не соответствует требованиям ч. 5 ст. 45 ЖК РФ, поскольку не указано, кто именно является инициатором данного собрания; ввиду отсутствия сведений о документах подтверждающих право собственности, не представляется возможным установить наличие кворума.

Кроме того, как следует из уточнения исковых требований, представленных Мосжилинспекцией в материалы дела, Мосжилинспекция полагает, что вопросы №№ 2, 3, 4 Повестки дня (об утверждении положения о резервным фонде, утверждение размера взноса в резервный фонд, утверждение размера целевых взносов собственников помещений и Финансового плана целевых расходов) не относятся к компетенции собрания собственников.

Ответчик ЖСК «Онежск» полагает что, доводы, изложенные в исковом заявлении, основаны на неправильном применении норм материального права, и заявленное требование не подлежит удовлетворению. Так, уведомления о проведении собрания собственников в форме совместного присутствия ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о проведении собрания собственников в форме заочного голосования размещались в подъездах дома в форме объявлений.

Уведомление о проведении собрания собственников в форме заочного голосования, а также вручались под подпись. ДД.ММ.ГГГГ было созвано собрания собственников помещений в форме совместного присутствия. После подсчета количества участников собрания было установлено отсутствие кворума для принятия решений по вопросам повестки дня. В связи с чем, принято решение о проведении собрания в форме заочного голосования. Таким образом, ввиду отсутствия кворума на собрании в форме совместного присутствия вопросы повестки дня не голосовались. Копия протокола собрания собственников помещений в форме совместного присутствия от ДД.ММ.ГГГГ представлена в материалы дела. В уведомлении о проведении собрания в форме заочного голосования указано, что инициаторы созыва собрания - члены правления ЖСК «Онежск», являющиеся собственниками помещений. Персональные данные (Ф.И.О.) инициаторов известны собственникам помещений, в т.ч.они указывались в уведомлении о проведения собрания в форме совместного присутствия. Таким образом, информация, содержащаяся в уведомлениях о созыве собрания в очной и заочной формах, позволяет идентифицировать инициаторов проведения собрания и не нарушает права собственников в части порядка созыва собраний. В Мосжилинспекцию представлен реестр собственников помещений с указанием долей в праве общей собственности и протокол счетной комиссии. Истцом не представлено доказательств об отсутствии кворума на собрании. Относительно отсутствия компетенции общего собрания собственников для принятия оспариваемого решения, ответчик указал следующее. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Управление многоквартирным домом осуществляется Ответчиком ЖСК «Онежск». При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Для достижения указанных целей ЖСК «Онежск» оказываются услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества, соответствующая смета утверждена общим собранием членов ЖСК «Онежск», в соответствии с п.8 ст. 156 ЖК РФ, на которую ссылается истец, а также услуги, связанные с управлением многоквартирным домом, а именно: оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД; начисление платежей за жилищные, коммунальные и прочие услуги; начисление целевых взносов; начисление взносов в резервный фонд; формирование и выдача копий финансовых лицевых счетов; внесение соответствующих изменений в лицевой счет; формирование справок по отсутствию задолженности по оплате за ЖКУ по месту требования; ведение учета собственников жилых помещений в многоквартирном доме при предъявление документов об изменении собственника; учет льгот граждан на основании переданного в ЖСК необходимого для начисления льгот пакета документов; ведение журнала заявок и их исполнения.

Финансовый план, содержащий перечень указанных услуг утвержден оспариваемым решением собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ. Также для надлежащего управления многоквартирным домом на этом же собрании утверждено положение о резервном фонде и размер соответствующих взносов собственников помещений.

Доводы истца об отсутствии компетенции у собрания собственников помещений, для установления размера целевых взносов, связанных с управлением многоквартирном домом, в т.ч.взносов в резервный фонд, ввиду наличия в доме жилищного объединения, не основан на требованиях законодательства.

Кроме того, как следует из представленных в материалы дела доказательств, основанием истребования документов собрания и их осмотра послужило обращение в административный орган Макаровой и Кириченко (третьи лица по настоящему делу). Истцом не представлено в материалы дела доказательств; отсутствия кворума на собрании; возможности влияния его голоса на принятые решения; возможности неблагоприятных для собственников последствий в результате принятия решений; доводы об отсутствии компетенции у собрания собственников на принятие спорных решений основано на неправильном понимании норм материального права.

Третье лицо Макарова М.В. в судебное заседание явилась, исковые требования истца поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что она не является членом ЖСК. Ее права ущемляются проведенным собранием. Считает, что кворума на собрании не было.

Третье лицо Кириченко Н.В. в судебное заседание явилась, исковые требования истца поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. В целом, поддержала доводы Макаровой М.В.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, ответчика, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав письменные доказательства в материалах дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Положения о государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 года № 336-ПП, Мосжилинспекция является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным решения собрания, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.

Согласно ч. 2. ст. 113 ЖК РФ устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.

Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом (ст.116 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (п. 3 ст. 45 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1). Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (п. 2). Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3). Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (п. 4).

По смыслу положений ст. 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В соответствии с п. 1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Таким образом, статья 47 Жилищного кодекса РФ определяет понятия "общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме" и "общее собрание в форме заочного голосования".

Общее собрание в форме заочного голосования - это передача в место или по адресу, которые указаны в сообщении об общем собрании, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, в письменной форме.

На основании п. 4 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Судом установлено, что ЖСК «Онежск» является некоммерческой организацией, объединяющей физических и юридических лиц на основе членства, для совместного управления, владения, пользования, распоряжения, обеспечения сохранности и эксплуатации имущества в многоквартирном доме по адресу: город Москва, <адрес>, а также осуществления иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий проживания граждан Согласно Устава ЖСК "Онежск" действует в интересах своих членов, собственников, владельцев и пользователей помещений в МКД в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами. ЖСК не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ЖСК не несут ответственности по обязательствам ЖСК.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В силу п. 2.1 Устава - ЖСК "Онежск", предметом деятельности ЖСК является: управление МКД содержание, владение, пользование, распоряжение имуществом в МКД, обеспечение собственников, владельцев и пользователей помещений в МКД коммунальными и прочими услугами, а также осуществление иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий проживания граждан.

Из п. 3.1.3. Устава следует, что для достижения определенных уставом целей ЖСК имеет право: определять смету доходов и расходов ЖСК на год (финансовый план), в том числе, в отношении расходов на содержание и ремонт от общего имущества в МКД, затрат на капитальный ремонт МКД, взносов и отчислений в резервный фонд и другие фонды, а также расходов на другие установленные уставом ЖСК цели; заключать договоры на содержание и ремонт общего имущества собственников и имущества ЖСК (п. 3.1.4.) и пр.

П. 4.6., 4.7. Устава – по решению Общего собрания членов ЖСК, Общего собрания собственников, в соответствии с компетенцией указанных собраний, ЖСК может быть образован резервный фонд, который формируется за счет резервных отчислений членов ЖСК (собственников) в целях обеспечения непредвиденных расходов и покрытия возможных убытков. Решением общего собрания членов ЖСК, общего собрания собственников, в соответствии с компетенцией указанных собраний, могут создаваться иные специальные фонды.

Специальные фонды могут формироваться и расходоваться на следующие цели: восстановление и ремонт общего имущества в МКД и имущества ЖСК; оборудование и содержание детских, спортивных площадок, площадок отдыха, оплату юридических, аудиторских и иных услуг привлеченных лиц; капитальный ремонт МКД, иные уставные цели. П. 4.8. – специальные фонды могут состоять из взносов членов ЖСК и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК, а также средств, полученных в результате хозяйственной деятельности ЖСК и других источников.

Собственники, владельцы и пользователи помещений в МКД обязаны: нести расходы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, вносить плату за коммунальные услуги, нести другие расходы, установленные решениями Общих собраний членов ЖСК, общего собрания собственников, принятых в пределах их компетенции (п. 6.2.12.).

Из п. 6.5. Устава следует, что собственники, владельцы и пользователи помещений в МКД, не являющиеся членами ЖСК, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества, плату за коммунальные услуги и другие взносы в порядке, установленном органами управления ЖСК в пределах их компетенции, и договорами, заключенными с ЖСК, в том числе путем совершения конклюдетных действий. Отказ собственника от заключения договора не освобождает собственника от выполнения обязанностей по платежам за управление, эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества дома, а также за коммунальные и прочие услуги.

Согласно п. 8.4.1. Устава, очередное (годовое) Собрание созывается Правлением не реже одного раза в год. Дата проведения очередного (годового) собрания определяется Правлением. П. 8.5. – собрание может быть проведено путем совместного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам (очное голосование), а также путем принятия решений по вопросам повестки дня в форме заочного голосования.

Судом установлено, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собрание путем совместного присутствия собственников помещений МКД, проводимое ДД.ММ.ГГГГ, не состоялось, не имело кворума. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание в форме заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении ЖСК «Онежск», оформленное протоколом № проведении годового общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении ЖСК «Онежск»; инициаторами проведения общего собрания являлись собственники помещений, члены Правления ЖСК, избранные ДД.ММ.ГГГГ в составе: ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО15. Датой окончаний приема решений является ДД.ММ.ГГГГ.

Голосование проводилось по следующим вопросам повестки дня: выборы рабочих органов собрания (счетной комиссии, председателя собрания, секретаря собрания); утверждение размера целевых взносов собственников помещений и Финансового плана расходов целевых взносов на 2015 года; утверждение Положения о резервном фонде; утверждение размера взноса в резервный фонд с 2015 года; определение способа уведомления собственников о созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; подтверждение выбранного и реализованного способа управления МКД – управление ЖСК «Онежск».

На дату и время окончания приема решений собственников собрания установлено: собственниками помещений в МКД по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являются 219 собственников, суммарная площадь их собственности составляет 9531,7 кв.м., что соответствует 100 % голосов (9564,70 кв.м. минут площадь правления ЖСК 32,70 кв.м.). До окончания приема решений собственников поступили решения от 124 собственников помещений, владеющих 5595,54 кв.м., что своими голосами представляют 58,70 % от общего числа голосов всех собственников. Кворум имеется. Собрание правомочно. Голосование проводилось путем передачи заполненных решений собственников помещений в многоквартирном доме по указанным в уведомлении повестке дня вопросам в место и время, указанные в сообщении о проведении годового общего собрания собственников в форме заочного голосования.

По всем вопросам повестки дня были приняты положительные решения большинством голосов (л.д. 24-26).

Из представленного протокола счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по подсчету голосов общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении ЖСК «Онежск», следует, что собрание проводилось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сдано 124 решения собственников помещений в многоквартирном доме; общее количество собственников помещений, принимавших участие в голосовании, составило 124 человека, владеющих 5595,54 кв.м., что своими голосами представляют 58,70 % от общего числа голосов всех 219 собственников помещений многоквартирного дома, владеющих 9531,70 кв.м. (9564,7 кв.м. минус площадь правления 32,70 кв.м). Кворум состоялся; собрание правомочно (л.д. 99).

По результатам собрания в числе прочих приняты решения по выбору рабочих органов собрания списком (счетной комиссии, председателя собрания, секретаря собрания), об утверждении размера целевых взносов собственников помещений и Финансового плана расходов целевых взносов на 2015 год; утверждение Положения о резервном фонде; утверждение размера взноса в резервный фонд с 2015 года; определение способа уведомления собственников о созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; подтверждение выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом – управление ЖСК «Онежск» (л.д. 99-100).

В материалы дела ответчиком представлен финансовый план ЖСК «Онежск» на 2015 год расходов целевых взносов собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Москва, <адрес> Указанные взносы направляются на расходы, не включенные в ставку планово-нормативного расхода в порядке Приложения № к Постановлению Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года № 748-ПП и не включающие в себя услуги по управлению многоквартирным домом, регламентированные Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (л.д. 54).

Положение о резервном фонде на непредвиденные расходы ЖСК «Онежск» на 2015 год, по адресу: город Москва, <адрес> утвержденное на годовом общем собрании собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ, указывает о том, что в соответствии с п. 3 ст. 151 и п.п. 5 п.2 ст. 145 ЖК РФ и Устава ЖСК «Онежск» по решению Общего собрания собственников помещений ЖСК создан резервный фонд с целью направления на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, для выполнения программ и финансирования непредвиденных расходов (л.д. 55). Резервный фонд на непредвиденные расходы формируется из поступлений: обязательных платежей – взносов собственников помещений; размер взноса утверждается общим собранием собственников помещений; невыясненных жилищно-коммунальных платежей; остатка чистой прибыли от внереализационных поступлений пени за несвоевременную оплату обязательных платежей; проценты от средств на расчетном счете в банке; поступлений от продажи имущества кооператива; средств от положительной разницы в конце календарного года между начислениями собственникам и фактически потребленными коммунальными услугами. Резервный фонд на непредвиденные расходы может использоваться на конкретные цели, также и по любым направлениям сметы ЖСК, которые фактически оказываются не обеспечены обязательными платежами собственников помещений.

Правление, как исполнительный орган ЖСК с целью выполнения сметы, действуя в интересах собственников помещений, вправе направлять средства резервного фонда на: реально возникающие и непредвиденные направления деятельности; непредвиденно необеспеченные денежными средствами направления (расходы) по обеспечению содержания, восстановления и ремонта общего имущества ЖСК и его оборудования (л.д. 55).

По обращениям жителей Макаровой М.В. Кириченко Н.В. ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию жилищного надзора по ЮАО города Москвы, был составлен Акт осмотра по рассмотрению обращений, в результате осмотра пакета документов по общему собранию собственников помещений по адресу: <адрес>, итоги которого подведены в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее: собрание проведено путем совместного присутствия ДД.ММ.ГГГГ, а в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ ОССП путем совместного присутствия соответствует ч. 5 ст. 45 ЖК РФ. Однако, не представлены документы, подтверждающие уведомление собственников о проведении такого собрания в соответствии с порядком, установленным ч. 4 ст. 45 ЖК РФ. Согласно письму ЖСК «Онежск» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № данное уведомление было размещено на информационных стендах подъездов, однако документов, подтверждающих данный факт, а также решения ОССП об утверждении такого способа уведомления не представлено. В представленном протоколе ОССП от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ не указаны результаты голосования по каждому вопросу повестки дня.

Представлено уведомление о проведении ОССП в форме заочного голосования, согласно которому решения собственников принимаются с ДД.ММ.ГГГГ с 11.00 до 12.00 и с 19.00 до 21.00 до ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление не соответствует требованиям ч. 5 ст. 45 ЖК РФ, поскольку не указано, кто именно является инициатором данного собрания. Документов, подтверждающих уведомление собственников о проведении ОСССП в установленном ч. 4 ст. 45 ЖК РФ порядке не представлено. Представлен протокол ОССП, проводимого в форме заочного голосования, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в повестку дня включены вопросы. Указанная повестка дня совпадает с повесткой, указанной в уведомлениях о проведении ОССП и протоколе ОССП, проведенного путем совместного присутствия. Представлено 122 копии бланков решения собственников помещений. Однако, в данных решениях, в нарушении п.2 ч. 3 ст. 47 ЖК РФ, не содержат сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение. При этом, данная информация также не содержится в представленном реестре собственников помещений в многоквартирном доме ЖСК «Онежск» на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установить факт собственности лиц, участвующих в ОССП, на помещения не представляется возможным. В связи с чем, данные решения не могут быть включены в подсчет результатов по ОССП, в связи с чем, установить наличие кворума на данном собрании не представляется возможным (л.д. 15-16).

Из представленных ответчиком материалов следует, что уведомления о проведении собрания собственников в форме совместного присутствия ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о проведении собрания собственников в форме заочного голосования размещались в подъездах дома в форме объявлений, о чем свидетельствует копия Акта о размещении на информационных стендах, расположенных на первом этаже каждого из подъезда МКД по адресу: город Москва, <адрес> объявлений о проведении общего собрания собственников помещений в форме очного голосования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98). Уведомление о проведении собрания собственников в форме заочного голосования, а также вручались под подпись, согласно листа регистрации вручения уведомления.

ДД.ММ.ГГГГ было созвано собрания собственников помещений в форме совместного присутствия. После подсчета количества участников собрания было установлено отсутствие кворума для принятия решений по вопросам повестки дня. В связи с чем, принято решение о проведении собрания в форме заочного голосования. Таким образом, ввиду отсутствия кворума на собрании в форме совместного присутствия вопросы повестки дня не голосовались. В уведомлении о проведении собрания в форме заочного голосования указано, что инициаторы созыва собрания - члены правления ЖСК «Онежск», являющиеся собственниками помещений. Таким образом, информация, содержащаяся в уведомлениях о созыве собрания в очной и заочной формах, позволяет идентифицировать инициаторов проведения собрания и не нарушает права собственников в части порядка созыва собраний. Из представленного реестра собственников помещений на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в нем отражены доли в праве общей собственности каждого собственника. Относительно доводов истца об отсутствии кворума, указанное не подтверждено истцом документально, не представлены доказательства, в т.ч.расчет, позволяющий суду прийти к выводу об обоснованности указанных обстоятельств.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что сведения о периоде проведения собрания были доступны для собственников дома. Собственники помещений были уведомлены о проведении собрания не позднее 10 дней до начала периода голосования. Решения содержат сведения в соответствии с п. 3 ст. 47 ЖК РФ, большинство собственников выразили согласие по вопросам, поставленным на голосование. О результатах проведенного собрания собственники дома уведомлены.

Статьей 44 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии с пунктом 3.5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество, кооператив) общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 ЖК РФ.

Частью 6 статьи 45 ЖК РФ установлено, что собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества, кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которые, в свою очередь, должны провести ряд мероприятий для проведения такого собрания, в том числе уведомление о проведении собрания каждого собственника помещения в данном доме, оформление необходимых документов по результатам собрания, обеспечение доведения принятых решений и итогов голосования до сведения собственников помещений в данном доме и т.п. Следует отметить, что в данном случае указанные собственники выступают в качестве инициаторов общего собрания.

При этом управляющая организация, правление товарищества, кооператива будут являться лицами, уполномоченными на организацию и проведение таких собраний.

Из взаимосвязанных положений части 4 и части 7 статьи 45 ЖК РФ инициатором созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут являться собственник(и) либо управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом ЖК РФ возлагает на указанных лиц, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязанность по осуществлению всех необходимых процедур.

Таким образом, доводы истца об отсутствии компетенции у собрания собственников помещений, для установления размера целевых взносов, связанных с управлением многоквартирным домом, в т.ч.взносов в резервный фонд, ввиду наличия в доме жилищного объединения, не основан на требованиях законодательства.

Исковые требования истца основаны, в том числе, на положениях ст. 156 ЖК РФ, указывает о том, что решение об установлении размера целевого взноса и взноса в резервный фонд должно было приниматься на общем собрании членов ЖСК.

При разрешении заявленных требований установлено, что Уставом ЖСК "Онежск", предусмотрено, что ЖСК организован и осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: город Москва, <адрес> Для достижения целей при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья ЖСК «Онежск» оказываются услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества, соответствующая смета утверждена общим собранием членов ЖСК «Онежск», а также услуги, связанные с управлением многоквартирным домом. Финансовый план, содержаний перечень указанных услуг утвержден решением собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ.

Также, для надлежащего управления многоквартирным домом на этом же собрании утверждено положение о резервном фонде и размер соответствующих взносов собственников помещений.

Анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что решения, принятые на общем собрании, регулирующие вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг, обязательны для всех собственников жилых помещений; собственники жилья в многоквартирном доме имеют все права и несут все обязанности по оплате содержания не только принадлежащих им на праве собственности квартир по указанному адресу, но и на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположено принадлежащее им жилое помещение.

Согласно ст.ст.153 - 155 ЖК РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, оплачивать услуги и работы по содержанию и ремонту дома; ст. 210 ГК РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества; ст.ст.30, 39 ЖК РФ - собственник жилого помещения несет бремя расходов на содержание жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме. В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В Определении от 20 марта 2014 года N 563-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что положения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ направлены на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривают определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме, в том числе, с учетом уже понесенных управляющей организацией расходов. Исходя из указанных разъяснений, суд приходит к выводу, что данная норма не содержит запрета на подтверждение на общем собрании собственников размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

В силу п. 16 - 17, 30 - 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2003 г. N 491, при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

При этом размер платы за техническое обслуживание и эксплуатацию жилого комплекса зависит от перечня и объема услуг, оказываемых собственникам помещений и работ, выполняемых по техническому обслуживанию дома в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170.

Размер платы за техническое обслуживание дома должен обеспечивать покрытие всех расходов по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, санитарному содержанию строений и придомовой территории.

В силу ч. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Положения ч. 7 ст. 156 ЖК Российской Федерации позволяет управляющей организации инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, касающимся выполнения условий настоящего договора, в том числе и по вопросу платы по содержанию и ремонту жилых помещении. В соответствии со ст.ст.39, 159 ЖК РФ, к расходам на содержание жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома могут быть отнесены административно-хозяйственные расходы, обусловленные необходимостью содержать общее имущество многоквартирного дома.

Судом отмечается, что в ходе рассмотрения дела не установлено существенных нарушений по порядку проведения собрания, при этом оснований полагать, что принятое решение противоречит интересам собственников многоквартирного дома, проголосовавших в большинстве своем за утверждение: выбор рабочих органов собрания, утверждение размера целевых взносов собственников помещений и Финансового плана расходов целевых взносов на 2015 год, утверждение Положения о резервном фонде, утверждение размера взноса в резервный фонд с 2015 года, определение способа уведомления собственников о созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждение выбранного и реализованного способа управления МКД - управление ЖСК «Онежск» не имеется.

В силу ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Суд, на основании представленных сторонами доказательств, указанных выше, приходит к выводу, что общее собрание в форме заочного голосования собственников помещений являлось легитимным, кворум имелся, собрание проведено в соответствии с процедурой, предусмотренной Жилищным кодексом РФ, в связи с чем, приходит к выводу от отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.

Судом не установлено наличие нарушений при организации и проведении обжалуемых собраний, в связи с чем, анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.

При установленных обстоятельствах требования Государственной жилищной инспекции г. Москвы подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции города Москвы к ЖСК «Онежск» о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> города Москвы, итоги которого подведены в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Чертановский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн