РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2016 года г. Москва Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Сакович Т.Н., при секретаре Баженове А.В., с участием прокурора Аданькиной С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-56/16 по иску Территориального управления
Росимущества в г. Москве к ****, **** о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении
УСТАНОВИЛ
ТУ Росимущества по г. Москве обратился в суд с иском к ответчикам об истребовании жилого помещения- квартиры **** проезду г. Москвы из чужого незаконного владения, признании с
делок недействительными.
Согласно уточенного искового заявления истец просит признать
недействительными договор социального найма жилого помещения № 1 – квартиры ****, заключенный между Министерством регионального развития РФ и ****.
от **** года, договор безвозмездной передачи указанного жилого помещения № 1 в собственность ****. от ****года, истребовать из чужого незаконного владения гражданки ****. спорную квартиру в пользу Российской Федерации в лице ТУ Росимущсетва в городе Москве; выселить ****., ****. из спорного жилого помещения , передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в городе Москве, мотивировав свои требования ем, что по завершении инвестиционного контракта от 11.12.2003 г. на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в г. Москве за Министерством Регионального развития РФ на праве оперативного управления закреплены объекты федерального недвижимого имущества по адресу: ****. Решением комиссии Минрегиона России для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от ****г. ответчик ****. был принят на соответствующий учет без членов семьи. На основании приказа Минрегиона России от 05.09.2014 г. № 18-КМ ответчику в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры.
Квартира была передана в собственность ****. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность № **** от ****г. Истец указывает, что заключая сделку по представлению жилого помещения ответчикам, Минрегион России действовал без согласия собственника имущества в лице Росимущества, полномочий на заключение договора социального найма и передачи жилья в собственность Минрегион России не имел, т.к. уполномоченным органом государственной власти, имеющим право осуществлять права собственника указанного имущества, являлось Росимущество (его территориальный орган в г.
Москве) при заключении договоров были нарушены положения законодательства об обеспечении государственных гражданских служащих жилыми помещениями, оснований к постановке ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных ЖК РФ, не имелось. Распоряжением Правительства РФ от ****г. № 1764-р «Об упразднении Министерства регионального развития РФ», предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России. Поскольку сделки являются недействительными с момента совершения, они не влекут юридических последствий, лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению.
Представитель истца по доверенности Кошелева И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования , в т.ч.с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещались по месту регистрации , однако почтовая корреспонденция возвращается в суд в связи с истечением срока хранения, с учетом положений ст.ст.118, 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть
дело при данной явке в отсутствии
ответчиков, представили письменные возражения , согласно которым исковые требования н признали, просили в иске отказать.
Представитель ответчика ****по доверенности Сидорова Е.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, т.к. полагала, что законные интересы истца данным иском не затрагиваются.
Представители третьих лиц – Управление Росреестра по Москве, ДГИ г.
Москвы в судебное заседание не явились, извещались.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Согласно Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Статья 296 ч. 1 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Статья 217 ГК РФ гласит, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от ****года № 766 «О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества» за Минрегионом России на праве оперативного управления были закреплены объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: ****.
Соответствующая запись внесена в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и с
делок с ним ****года.
Указом Президента РФ № 612 от 08.09.2014 года Министерство
регионального развития РФ было упразднено. Распоряжением Правительства РФ от 09.09.2014 года № 1764-р «Об упразднении Министерства регионального развития РФ» были предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России.
Согласно протокола заседания комиссии Минрегиона России по вопросам предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения № ****от ****года (л.д.104), были приняты к рассмотрению заявления гражданских служащих о постановке на учет для предоставления изолированного жилого помещения, в т.ч.****. без членов семьи были поставлены на учет для предоставления жилого помещения.
Приказом Минрегиона России от 2 сентября 2014 года № 16-КМ указанное решение комиссии было утверждено (л.д.103).
Приказом Минрегиона России от 05 сентября 2014 года № 17-КМ ****предоставлена на основании договора социального найма квартира ****. ( л.д. 101).
****года между Министерством регионального развития РФ и ****.
был заключен договор социального найма жилого помещения № 1, согласно которому ****. в бессрочное владение и пользование передана однокомнатная квартира общей площадью **** (л.д.58-62).
Дополнительным соглашением от ****. к договору социального найма жилого помещения № ****от ****. пункт 3 договора изложено в новой редакции: «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяется следующие члены семьи: **** (л.д. 63).
****года между Минрегионом России и ****. заключен договор безвозмездной передачи указанного жилого помещения№ 1 в собственность.
(л.д. 64-66) Приказом Минрегиона России № 34-КМ от 13.10.2014 года ****. был снят с учета государственных гражданских служащих на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 117).
В настоящее время собственником спорного жилого помещения является ****.
Ответчики зарегистрированы в указанном жилом помещении (л.д. 249).
Суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктами 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) предусмотрено, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 52 ФЗ «О государственной гражданской службе» Основные государственные гарантии гражданских служащих, для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: 9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; Статьей 53 указанного закона установлены дополнительные гарантии государственным гражданским служащим, а именно : Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на: 4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденных постановлением правительства РФ № 63 от 27 января 2009 года, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
2. Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров; Как следует из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и с
делок с ним, в
собственности у ****находилась ½ доля в праве квартиры, расположенной по адресу: г. **** на основани договора передачи квартиры в собственность о т ****. № ****. Его право на указанный объект недвижимости было прекращено ****г. (л.д. 280). Как усматривается из выписки из домовой книги, ответчик ****. ранее был зарегистрирован по адресу: **** ****. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: - земельный участок для садоводства, расположенный по адресу: ****.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ представленных доказательств и действующих нормативных актов позволяет суду прийти к выводу о том, что государственным гражданским служащим может быть предоставлена служебная жилая площадь, либо единовременная субсидия для приобретения жилого помещения, при этом, ****., исходя из наличия у него на праве пользования другого жилого помещения, а также прекращения его права собственности на ½ долю в праве в отношении другого жилого помещения , не мог претендовать на получение единовременной субсидии и быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Доказательства, подтверждающие, что ответчики приняты в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Принимая во внимание изложенное в совокупности с приведенными выше нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что заключенный договор социального найма жилого помещения следует признать недействительными на основании ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и ст. 168 ГК РФ, так как имели место нарушения порядка и условий предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФ (ред. от 01.03.2011 г.) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. (ч.1 ст. 167 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст.168 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).
Приходя к выводу о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, применительно к ст.ст.167 и 168 ГК РФ, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании недействительным и договора передачи 06.10.2014 г. № 1, заключенного с Доренко К.С.
Спорная квартира в силу ч. 2 ст. 302 ГК РФ подлежит возврату в собственность Российской Федерации.
Также суд соглашается с доводом истца о том, что Минрегион России не обладал полномочиями на заключение договора социального найма.
Так, положением о Министерстве регионального развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 40 от 26.01.2005 года, Минрегион РФ самостоятельными полномочиями по распоряжению жилыми помещениями на момент принятия оспариваемых решение, наделен не был, согласно п. 5.3.31 положения, Минрегион осуществлял полномочия собственника только в отношении имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности, в том числе в отношении имущества, переданного организациям, подведомственным Министерству.
Объекты жилого фонда к такому имуществу отнесены быть не могут, поскольку не обеспечивают исполнение функций в установленной сфере деятельности.
Довод ответчика о том, что собственником имущества в лице Правительства РФ было дано согласие на приватизацию спорной квартиры не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Так, письмо от 13.11.2014 года (л.д. 115) свидетельствует лишь о том, что Росимущество сообщило о состоявшейся приватизации ****, однако, в данном письме не содержится информации о принятии положительного решения вопроса приватизации спорной квартиры, а также не выражено последующего одобрения таких действий.
Кроме того, в письме от ****. (л.д. 113) министр Минрегион России просит разрешение у заместителя Председателя Правительства РФ на распределение жилых помещений по указанному выше адресу за Минрегион России на праве оперативного управления, после получения которого, Минрегион России сможет зарегистрировать свои права в Росреестре с последующей приватизацией.
Распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве № ****от ****г.
Минрегион России на праве оперативного управления были закреплены квартиры по указанному адресу , в т.ч.и квартира № **** Из протокола совещания у заместителя председателя Правительства РФ от ****года следует, что Росимуществу поручено обеспечить в установленном порядке реализацию прав государственных гражданских служащих на приватизацию занимаемых ими на условиях социального найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении министерства.
Однако, как установлено вышеуказанными нормативными актами, государственным гражданским служащим не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, а решения собственника имущества – Российской Федерации, в лице уполномоченного органа, по вопросу предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма с возможностью последующей приватизации, не принималось.
Иные доводы представителей ответчиков о несении ответчиками расходов на содержание жилого помещения, производство в нем ремонта, значительно более низкая стоимость переданной квартиры по отношению к возможной субсидии на приобретение жилого помещения, не имеют юридического значения для дела и не могут быть приняты судом во внимание, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не являются.
Согласно пункту 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в ситуации, когда предъявлен иск о признании недействительными с
делок по отчуждению имущества в том числе к лицу,
приобретшему имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из изложенных норм закона и разъяснений по их применению следует, что если недвижимое имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, и между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, то независимо от избранного истцом способа защиты права (то есть заявление требования об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения, либо заявление требования о признании недействительными с
делок по
отчуждению жилого помещения, либо заявление таких требований одновременно) применяются правила статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования об истребовании спорного имущества из незаконного владения ответчиков, подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку жилое помещение было предоставлено ответчикам в отсутствие законных оснований, они подлежат выселению из спорной квартиры. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 суд
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от **** г. № ****, заключенный между Министерством регионального развития РФ и ****в отношении квартиры, расположенной по адресу: ****.
Признать недействительным договор безвозмездного передачи жилого помещения в собственность **** от ****г. № **** квартиры, расположенной по адресу: **** Выселить ****, **** из квартиры, расположенной по адресу: ****.
Истребовать у ****, **** из незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: ****.
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и с
делок с ним.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сакович Т.Н.