ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2016 года г. Москва Преображенский районный суд г. Москвы в составе предс..." />

8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении № 02-0055/2016

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2016 года г. Москва Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Сакович Т.Н., при секретаре Чехове И.А., с участием прокурора Аданькиной С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 2-55/16 по иску Территориального управления

Росимущества в г. Москве к (Данные изъяты), (Данные изъяты), действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (Данные изъяты), (Данные изъяты), о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении

УСТАНОВИЛ

ТУ Росимущества по г. Москве обратился в суд с иском к ответчикам об истребовании жилого помещения- квартиры (Данные изъяты) (Данные изъяты) по (Данные изъяты)из чужого незаконного владения, признании с

делок

недействительными.

Согласно уточенного искового заявления истец просит признать недействительными договор социального найма жилого помещения – (Данные изъяты) (Данные изъяты) по (Данные изъяты), заключенный между Министерством регионального развития РФ и (Данные изъяты) от (Данные изъяты) года, договор безвозмездной передачи указанного жилого помещения в собственность (Данные изъяты) от (Данные изъяты) года, выселить (Данные изъяты). и членов его семьи из спорного жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства.

Требования обоснованы тем, что по завершении инвестиционного контракта от (Данные изъяты) г. на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в г. Москве за Министерством Регионального развития РФ на праве оперативного управления закреплены объекты федерального недвижимого имущества по адресу: (Данные изъяты). (Данные изъяты).

Решением комиссии Минрегиона России для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от (Данные изъяты) г. ответчик принят на соответствующий учет. На основании приказа Минрегиона России от (Данные изъяты) г. № (Данные изъяты) ответчику в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры. Квартира была передана в собственность (Данные изъяты) на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от (Данные изъяты) г. Истец указывает, что заключая сделку по представлению жилого помещения ответчикам, Минрегион России действовал без согласия собственника имущества в лице Росимущества, полномочий на заключение договора социального найма и передачи жилья в собственность Минрегион России не имел, т.к. уполномоченным органом государственной власти, имеющим право осуществлять права собственника указанного имущества, являлось Росимущество (его территориальный орган в г. Москве) при заключении договоров были нарушены положения законодательства об обеспечении государственных гражданских служащих жилыми помещениями, оснований к постановке ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных ЖК РФ, не имелось. Распоряжением Правительства РФ от 09.09.2014 г. № 1764-р «Об упразднении Министерства регионального развития РФ», предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России. Поскольку сделки являются недействительными с момента совершения, они не влекут юридических последствий, лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещены, исковые требования не признали, просит отказать, представлены письменные возражения на иск.

Представители третьих лиц – Управление Росреестра по Москве, ДГИ г.

Москвы в судебное заседание не явились, извещались.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

Согласно Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Статья 296 ч. 1 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Статья 217 ГК РФ гласит, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от 28.08.2014 года № 766 «О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества» за Минрегионом России на праве оперативного управления были закреплены объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: (Данные изъяты) квартиры: (Данные изъяты).

Соответствующая запись внесена в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и с

делок с ним (Данные изъяты) года.

Указом Президента РФ № 612 от 08.09.2014 года Министерство

регионального развития РФ было упразднено.

Распоряжением Правительства РФ от 09.09.2014 года № 1764-р «Об упразднении Министерства регионального развития РФ» были предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России.

Согласно протокола заседания комиссии Минрегиона России по вопросам предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (Данные изъяты) от (Данные изъяты) года (л.д.77), были приняты к рассмотрению заявления гражданских служащих о постановке на учет для предоставления изолированного жилого помещения, (Данные изъяты). и члены его семьи были поставлены на учет для предоставления жилого помещения.

Приказом Минрегиона России от 2 сентября 2014 года № 16-КМ указанное решение комиссии было утверждено (л.д.76).

Приказом Минрегиона России от (Данные изъяты) года № 29-КМ (Данные изъяты) предоставлена на основании договора социального найма (Данные изъяты) (Данные изъяты) по (Данные изъяты). ( л.д. 67-71,75).

(Данные изъяты) года между Министерством регионального развития РФ и (Данные изъяты). был заключен договор социального найма жилого помещения (Данные изъяты), согласно которому (Данные изъяты) и членам его семьи (Данные изъяты) ((Данные изъяты)), (Данные изъяты) ((Данные изъяты)) в бессрочное владение и пользование передана (Данные изъяты) квартира общей площадью (Данные изъяты)., (Данные изъяты) по адресу: (Данные изъяты).

(Данные изъяты) года между Минрегионом России и (Данные изъяты).

заключен договор безвозмездной передачи указанного жилого помещения в собственность. (л.д.98,99) Приказом Минрегиона России № 32-КМ от 03.10.2014 года (Данные изъяты) был снят с учета государственных гражданских служащих на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 91).

В настоящее время собственником спорного жилого помещения является (Данные изъяты), (Данные изъяты), (Данные изъяты)., каждый по (Данные изъяты) в праве (л.д. 156-158).

Ответчики зарегистрированы в указанном жилом помещении.

Суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктами 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) предусмотрено, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 52 ФЗ «О государственной гражданской службе» Основные государственные гарантии гражданских служащих, для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: 9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; Статьей 53 указанного закона установлены дополнительные гарантии государственным гражданским служащим, а именно : Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на: 4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденных постановлением правительства РФ № 63 от 27 января 2009 года, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

2. Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на (Данные изъяты)составляет менее (Данные изъяты). метров; Как следует из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и с

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

делок с ним, на

дату решения вопроса о постановке на учет на получение единовременной субсидии, (Данные изъяты) на праве собственности принадлежало следующие объекты недвижимости: - (Данные изъяты), площадью (Данные изъяты) , расположенное по адресу: (Данные изъяты) (общая долевая собственность (Данные изъяты)); (Данные изъяты), площадью (Данные изъяты), расположенная по адресу: (Данные изъяты); земельный участок , площадью (Данные изъяты), расположенный по адресу: (Данные изъяты).

Анализ представленных доказательств и действующих нормативных актов позволяет суду прийти к выводу о том, что государственным гражданским служащим может быть предоставлена служебная жилая площадь, либо единовременная субсидия для приобретения жилого помещения, при этом, (Данные изъяты). и члены его семьи, исходя из наличия у них на праве собственности вышеуказанных жилых помещений, не могли претендовать на получение единовременной субсидии и быть признаны нуждающимися в жилом помещении.

Доказательства, подтверждающие, что ответчики приняты в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

Принимая во внимание изложенное в совокупности с приведенными выше нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что заключенный договор социального найма жилого помещения следует признать недействительными на основании ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и ст. 168 ГК РФ, так как имели место нарушения порядка и условий предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма.

В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФ (ред. от 01.03.2011 г.) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. (ч.1 ст. 167 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст.168 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).

Приходя к выводу о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, применительно к ст.ст.167 и 168 ГК РФ, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании недействительным и договора передачи (Данные изъяты) г. № 5, заключенного с (Данные изъяты).

Спорная квартира в силу ч. 2 ст. 302 ГК РФ подлежит возврату в собственность Российской Федерации.

Также суд соглашается с доводом истца о том, что Минрегион России не обладал полномочиями на заключение договора социального найма.

Так, положением о Министерстве регионального развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 40 от 26.01.2005 года, Минрегион РФ самостоятельными полномочиями по распоряжению жилыми помещениями на момент принятия оспариваемых решение, наделен не был, согласно п. 5.3.31 положения, Минрегион осуществлял полномочия собственника только в отношении имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности, в том числе в отношении имущества, переданного организациям, подведомственным Министерству.

Объекты жилого фонда к такому имуществу отнесены быть не могут, поскольку не обеспечивают исполнение функций в установленной сфере деятельности.

Довод ответчика о том, что собственником имущества в лице Правительства РФ было дано согласие на приватизацию спорной квартиры не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Так, письмо от (Данные изъяты) года (л.д. 88) свидетельствует лишь о том, что Росимущество сообщило о состоявшейся приватизации (Данные изъяты), в том числе (Данные изъяты) по (Данные изъяты), однако, в данном письме не содержится информации о принятии положительного решения вопроса приватизации спорной квартиры, а также не выражено последующего одобрения таких действий.

Поручение от 10 апреля 2014 года, изданное на основании обращения Министра Минрегиона России, также не свидетельствует о даче согласия на приватизацию государственными служащими указанных помещений, письмо лишь содержит просьбу на дачу разрешения на передачу квартир в оперативное управление.

Из протокола совещания у заместителя председателя Правительства РФ от 29.04.2014 года следует, что Росимуществу поручено обеспечить в установленном порядке реализацию прав государственных гражданских служащих на приватизацию занимаемых ими на условиях социального найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении министерства.

Однако, как установлено вышеуказанными нормативными актами, государственным гражданским служащим не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, а решения собственника имущества – Российской Федерации, в лице уполномоченного органа, по вопросу предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма с возможностью последующей приватизации, не принималось.

Иные доводы представителей ответчиков о несении ответчиками расходов на содержание жилого помещения, производство в нем ремонта, значительно более низкая стоимость переданной квартиры по отношению к возможной субсидии на приобретение жилого помещения, не имеют юридического значения для дела и не могут быть приняты судом во внимание, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не являются.

Согласно пункту 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в ситуации, когда предъявлен иск о признании недействительными с

делок по отчуждению имущества в том числе к лицу,

приобретшему имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из изложенных норм закона и разъяснений по их применению следует, что если недвижимое имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, и между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, то независимо от избранного истцом способа защиты права (то есть заявление требования об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения, либо заявление требования о признании недействительными с

делок по

отчуждению жилого помещения, либо заявление таких требований одновременно) применяются правила статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исковые требования об истребовании спорного имущества из незаконного владения ответчиков, подлежит удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Поскольку жилое помещение было предоставлено ответчикам в отсутствие законных оснований, они подлежат выселению из спорной квартиры со снятием их с регистрационного учета по месту жительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 суд

РЕШИЛ

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от (Данные изъяты) г. (Данные изъяты) заключенный между Министерство регионального развития РФ и (Данные изъяты) в отношении квартиры, расположенной по адресу: (Данные изъяты).

Признать недействительным договор безвозмездного передачи жилого помещения в собственность (Данные изъяты) от (Данные изъяты) г. квартиры, расположенной по адресу: (Данные изъяты).

Выселить (Данные изъяты), (Данные изъяты), (Данные изъяты), (Данные изъяты) из квартиры, расположенной по адресу: (Данные изъяты), со снятием с регистрационного учета по месту жительства.

Истребовать у (Данные изъяты), (Данные изъяты), (Данные изъяты) из незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: (Данные изъяты).

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и с

делок с ним.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение

месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Сакович Т.Н.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн