РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2016 года г.
Москва Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Гасанбековой Л.Г., при секретаре Караевой А.В., с участием прокурора Аданькиной С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-640/16 по иску Территориального
управления Росимущества в г. Москве к ***** о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в г. Москве обратилось в суд с иском к ***** о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении, указав в обоснование иска, что по завершении инвестиционного контракта от *** на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в г. Москве за Министерством Регионального развития РФ на праве оперативного управления закреплены объекты федерального недвижимого имущества по адресу: **** Решением комиссии Минрегиона России для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от *** ответчик **** принята на соответствующий учет. На основании приказа Минрегиона России от *** года № *** ответчику *** в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры, расположенной по адресу: г. ***, общей площадью ***. Данная квартира Минрегионом России была передана в общую долевую собственность *** в равных долях на каждого, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от **. Истец указывает, что заключая сделку по представлению жилого помещения ответчикам, Минрегион России действовал без согласия собственника имущества в лице Росимущества, полномочий на заключение договора социального найма и передачи жилья в собственность Минрегион России не имел, так как уполномоченным органом государственной власти, имеющим право осуществлять права собственника указанного имущества, являлось Росимущество (его территориальный орган в г. Москве), при заключении договоров были нарушены положения законодательства об обеспечении государственных гражданских служащих жилыми помещениями, оснований к постановке ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных ЖК РФ, не имелось. Распоряжением Правительства РФ от *** года № *** «Об упразднении Министерства регионального развития РФ», предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России. Поскольку сделки являются недействительными с момента совершения, они не влекут юридических последствий, лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, с учетом уточнения иска, истец просит суд признать недействительным договор социального найма жилого помещения от *** № ***, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и *** в отношении квартиры, расположенной по адресу: ***; признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан *** от ***о передаче в собственность *** в лице его законного представителя *** квартиры, расположенной по адресу: ***; выселить ***. из квартиры, расположенной по адресу: город ***, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в г. Москве; истребовать у ****., ***. в лице его законного представителя *** из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: ***, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в г. Москве.
Представитель истца Территориального управления Росимущества в г.
Москве по доверенности – ***. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики ***, ** в лице его законного представителя ***. в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть
дело в их отсутствие, воспользовавшись своим правом на
получение квалифицированной юридической помощи, ранее через представителя направили в суд письменные возражения на иск.
Представителем ответчиков по доверенности – ***. в суд направлено ходатайство об отложении судебного заседания, без предоставления суду документальных доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в настоящее судебное заседание; в удовлетворении данного ходатайства протокольным определением суда от *** - отказано.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседание надлежащим образом.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что ответчики ***. имеют трех представителей: *** (***). Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд признает неявку ответчиков и их представителей неуважительной, так как
дело находится в производстве суда
длительное время, в свою очередь несоблюдение сроков рассмотрения гражданских дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации: каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях осуществления защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе на быстрое и правильное рассмотрение споров, суд полагает возможным рассмотреть
дело в отсутствии ответчиков и представителей третьих лиц, в
порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку полагает возможным разрешить его по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от *** года № ***«О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества» за Минрегионом России на праве оперативного управления были закреплены объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: ****.
Соответствующая запись внесена в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и с
делок с ним *** года.
Указом Президента РФ № *** от *** года Министерство регионального
развития РФ было упразднено.
Распоряжением Правительства РФ от *** года № *** «Об упразднении Министерства регионального развития РФ» были предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России (***).
Согласно протокола заседания комиссии Минрегиона России по вопросам предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения № ** от *** были приняты к рассмотрению заявления гражданских служащих о постановке на учет для предоставления изолированного жилого помещения, *** и члены ее семьи были поставлены на учет для предоставления жилого помещения.
Приказом Минрегиона России от *** года № *** указанное решение комиссии было утверждено.
Приказом Минрегиона России от *** года № ***предоставлена на основании договора социального найма квартира №** ***.
*** года между Министерством регионального развития РФ и *** был заключен договор социального найма жилого помещения ***, согласно которому *** и членам ее семьи: супругу – ***, дочери – ***, матери – **** в бессрочное владение и пользование передана трехкомнатная квартира общей площадью ***., №*** *** отказались от участия в приватизации квартиры, расположенной по адресу: ***, в пользу ** и ***, *** года рождения, что подтверждается представленными в материалы дела копиями заявлений ***, удостоверенными нотариусом г. Москвы Ченцовой Еленой Александровной (**).
*** между Министерством регионального развития РФ (далее – Министерство) и ***, *** года рождения, (далее – граждане) заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, согласно п. ***. которого Министерство безвозмездно передает, а Граждане принимают в общую долевую собственность в равных долях на каждого квартиру №***, общей площадью ***., состоящую из трех комнат, в доме №**, расположенном по адресу: *** Основанием для занятия гражданами жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего договора, является договор социального найма от ** №***, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерацией и гражданской ** Приказом Минрегиона России № *** от *** года *** была снята с учета государственных гражданских служащих на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В настоящее время собственником спорного жилого помещения является *** и ***, **, каждая по **** доли в праве.
В спорной квартире, расположенной по адресу: *** зарегистрированы: ***, *** ***, *** (***).
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Пунктами 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ (в ред. от 30.11.2010 года) предусмотрено, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ (в ред. от 30.11.2010 года) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 52 ФЗ «О государственной гражданской службе» Основные государственные гарантии гражданских служащих, для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: 9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; Статьей 53 ФЗ «О государственной гражданской службе» установлены дополнительные гарантии государственным гражданским служащим, а именно: Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на: 4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденных постановлением правительства РФ № 63 от 27 января 2009 года, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
2. Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
Доказательства, подтверждающие, что ответчики приняты в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Принимая во внимание изложенное в совокупности с приведенными выше нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что заключенный договор социального найма жилого помещения следует признать недействительными на основании ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и ст. 168 ГК РФ, так как имели место нарушения порядка и условий предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ (ред. от 01.03.2011 г.) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. (п. 1 ст. 167 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст.168 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).
Суд соглашается с доводом истца о том, что Минрегион России не обладал полномочиями на заключение договора социального найма.
Согласно ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ***, заключенного между Министерством регионального развития Российской Федерации и *** в отношении квартиры, расположенной по адресу: *** а также о признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан №** от *** о передаче в собственность ***, *** в лице его законного представителя *** квартиры, расположенной по адресу: *** Спорная квартира в силу п. 2 ст. 302 ГК РФ подлежит возврату в собственность Российской Федерации.
Так, положением о Министерстве регионального развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ №*** от *** года, Минрегион РФ самостоятельными полномочиями по распоряжению жилыми помещениями на момент принятия оспариваемых решение, наделен не был, согласно п. 5.3.31 положения, Минрегион осуществлял полномочия собственника только в отношении имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности, в том числе в отношении имущества, переданного организациям, подведомственным Министерству.
Объекты жилого фонда к такому имуществу отнесены быть не могут, поскольку не обеспечивают исполнение функций в установленной сфере деятельности.
Довод ответчиков о том, что собственником имущества в лице Правительства РФ было дано согласие на приватизацию спорной квартиры не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Так, письмо от *** года свидетельствует лишь о том, что Росимущество сообщило о состоявшейся приватизации 15 квартир, в том числе № *** однако, в данном письме не содержится информации о принятии положительного решения вопроса приватизации спорной квартиры, а также не выражено последующего одобрения таких действий.
Поручение от *** года, изданное на основании обращения Министра Минрегиона России, также не свидетельствует о даче согласия на приватизацию государственными служащими указанных помещений, письмо лишь содержит просьбу на дачу разрешения на передачу квартир в оперативное управление.
Из протокола совещания у заместителя председателя Правительства РФ от *** года следует, что Росимуществу поручено обеспечить в установленном порядке реализацию прав государственных гражданских служащих на приватизацию занимаемых ими на условиях социального найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении министерства.
Однако, как установлено вышеуказанными нормативными актами, государственным гражданским служащим не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, а решения собственника имущества – Российской Федерации, в лице уполномоченного органа, по вопросу предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма с возможностью последующей приватизации, не принималось.
Иные доводы ответчиков не могут быть приняты судом во внимание, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не являются.
Согласно пункту 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в ситуации, когда предъявлен иск о признании недействительными с
делок по отчуждению имущества в том числе к лицу,
приобретшему имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из изложенных норм закона и разъяснений по их применению следует, что если недвижимое имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, и между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, то независимо от избранного истцом способа защиты права (то есть заявление требования об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения, либо заявление требования о признании недействительными с
делок по отчуждению жилого помещения, либо заявление
таких требований одновременно) применяются правила статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца об истребовании спорного имущества из незаконного владения ответчиков *** в лице его законного представителя *** подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку жилое помещение было предоставлено ответчикам в отсутствие законных оснований, они подлежат выселению из спорной квартиры со снятием их с регистрационного учета по месту жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198-199 суд
РЕШИЛ
Иск Территориального управления Росимущества в г. Москве удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от *** № ***заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и *** в отношении квартиры, расположенной по адресу: *** Признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан №** от ***о передаче в собственность ***, ***в лице его законного представителя *** квартиры, расположенной по адресу: *** Выселить ***, ***, ***, *** из квартиры, расположенной по адресу: ****, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в г. Москве.
Истребовать у **, *** в лице его законного представителя *** из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: ***, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в г. Москве.
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и с
делок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский
городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Г. Гасанбекова.