копия
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
29 июня 2017 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Васильковской О.В.,
при секретаре Тимофеевой М.А.,
представителе истца Придубкиной Н.В.,
ответчике Заграничном М.Т.,
помощника прокурора Советского района г. Томска Семенченко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Заграничного Т.К. к Заграничному М.Т. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Заграничный Т.К. обратился в суд с иском к Заграничному М.Т. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, указав, что является собственником однокомнатной квартиры по адресу: . Квартира принадлежит истцу на основании:
Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Томского городского нотариального округа К. ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер №.
Вследствие психического расстройства был временно недееспособен, что подтверждается Решением Ленинского районного суда г. Томска, по делу №, вынесенного в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановлению, выданному Администрацией Ленинского района города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, над ним была установлена опека, О. (тетя) была назначена опекуном.
С ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещение (квартире), находящимся в его собственности в качестве члена его семьи был зарегистрирован Ответчик - Заграничный М.Т. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Ответчик, является его сыном, но семейные отношения с ним прекращены, с момента смерти его матери в 2006 г. тогда же было прекращено и совместное проживание. К тому же в 2011 году бабушка (мать умершей супруги) гр. Б., по решению суда ограничила родительские права истца. Алиментные обязательства перед Ответчиком - Заграничным М. К., им были исполнены в полном объеме. По рекомендации врачей, он сменил место проживания из г. Томска на другой климатический пояс в Ставропольский край, город Кисловодск, вследствие чего состояние здоровья улучшилось на основании Решения Кисловодского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № истец восстановил свою дееспособность.
С момента регистрации - ДД.ММ.ГГГГ ответчик гр. Заграничный М. Т., не пытался вселяться в данное жилое помещение, никогда не проживал в нем, его вещи в жилом помещении отсутствуют. С ДД.ММ.ГГГГ, квартира неоднократно сдавалась в аренду. Факт регистрации Ответчика - Заграничного М.Т., нарушает права истца как собственника данного жилого помещения, так как он вынужден единолично нести расходы по содержанию жилого помещения и оплате коммунальных платежей.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявление об изменении предмета иска и просила признать ответчика не приобретшим право пользование жилым помещением, расположенным по адресу снять ответчика с регистрационного учета.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что когда он родился, отец находился в местах лишения свободы, а потом был признан недееспособным, в этот же период умерла мать ответчика и над ним была установлена опека. Опекуном была назначена бабушка Б., с которой он проживает по настоящее время. За ним была закреплена квартира по , которая принадлежала отцу. Отец пояснил, что эту квартиру необходимо продать, а его он пропишет по и когда ответчику исполнится 18 лет, он( истец) перепишет ему эту квартиру в собственность. В квартире на ответчик бывал неоднократно, когда отец приезжал в Томск, но в этой квартире не проживал. Иного жилья, либо иной собственности у ответчика не имеется.
Истец, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного заседания в суд не явился.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Семенченко А.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).
По смыслу указанных норм, собственник жилого помещения вправе требовать выселения лиц, перечисленных в части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, если они были вселены им в жилое помещение в качестве членов его семьи и семейные отношения между ними впоследствии были прекращены.
Судом установлено, что истец является собственником с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о рождении № Заграничного М.Т. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан Заграничный Т.К..
Из решения Ленинского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Заграничный Т.К. находился в ТКПБ на стационарном лечении специализированного типа с 1999 года по ДД.ММ.ГГГГ в 2000 году ему была определена 2 группа инвалидности, специализированный тип заменен на общий. Указанным решением, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года ответчик – Заграничный Т.К. был признан недееспособным, проживающим по адресу .
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Постановлением администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ над Заграничным Т.К. установлена опека. Опекуном назначена О.
Постановлением Администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Заграничным М.Т. установлена опека, так как его мать Заграничная Е.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Заграничный Т.К. является инвалидом 2 группы, опекуном назначена Б., за Заграничным М.Т. закреплено жилое помещение по адресу .
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Заграничный М.Т. зарегистрирован по с ДД.ММ.ГГГГ, в 2012 году Заграничному М.Т. было 13 лет, то есть он являлся несовершеннолетним, и у него возникло право пользоваться спорным жильем.
Несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, по месту жительства их родителей. Регистрация ребенка в жилом помещении по месту жительства родителя выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, и фактического вселения в жилое помещение несовершеннолетнего не требуется.
При этом, сам по себе факт проживания детей в другом жилом помещении не может служить основанием для признания их утратившими право пользования спорным жилым помещением.
В соответствии с принципами, установленными в Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.), ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В целях создания благоприятных условий, позволяющих ребенку развиваться физически и духовно, наилучшее обеспечение его интересов необходимо ставить во главу угла при выборе законодателем приоритетов своей правовой политики. Среди основополагающих принципов, которые определены в указанной Декларации, право ребенка на жилище является одним из наиболее важных положений.
Несовершеннолетние являются одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения. Правовой статус несовершеннолетних характеризуется тем, что они не имеют возможности повлиять на решения, принимаемые их родителями и иными законными представителями, следовательно, не могут должным образом осуществлять защиту своих прав, в том числе и жилищных.
Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает нормы, предусматривающие ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей, обязанность заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В силу этого ни расторжение брака, ни раздельное проживание родителей не могут влиять на жилищные права ребенка. На это неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации.
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" обращено внимание судов на то, что прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 ст. 31 ЖК РФ.
Суд, отказывая в удовлетворении иска, исходит из того, что дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, могущего возникнуть независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение и проживание. Само по себе не проживание детей и его родителя в жилом помещении, являющемся местом жительства, которое определено ребенку соглашением родителей, не может служить основанием для признания их утратившими право пользования жилым помещением. Несовершеннолетние дети не проживают в спорной квартире по независящим от них обстоятельствам, в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно реализовать свои жилищные права и обязанности, поэтому проживание детей с родителем в ином жилом помещении не может служить основанием для признания их, не приобретшим право пользования жилым помещением.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право пользования жилым помещением.
Таким образом, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, по месту жительства их родителей. Регистрация ребенка в жилом помещении по месту жительства родителя выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, и фактического вселения в жилое помещение несовершеннолетнего не требуется.
В силу того, что несовершеннолетний не имеет возможности самостоятельно реализовать право на вселение, проживание его в ином жилом помещении не может служить основанием для признания его утратившим право пользования спорным жилым помещением.
При этом, сам по себе факт проживания детей в другом жилом помещении не может служить основанием для признания их утратившими право пользования спорным жилым помещением.
Тот факт, что отец несовершеннолетних детей лишен родительских прав в отношении их, не может являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований в силу ч. 4 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитании является не только правом, но и обязанностью родителей.
Согласно ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Учитывая производный характер прав малолетних детей от права пользования жилым помещением их родителей (родителя), а также то, что вселение детей к родителям не требует согласия других лиц, имеющих право на то же жилое помещение, возникновение права пользования жилым помещением у этой категории лиц не может быть связано с тем, был ли ребенок фактически вселен в спорное жилое помещение, а зависит от того, утратил либо не утратил соответствующее право родитель несовершеннолетнего.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что непроживание ответчика в спорной квартире носило временный и вынужденный характер, обусловленный сложившимися обстоятельствами; исследованные судом доказательства не подтверждают того, что Заграничный М.Т. добровольно отказался от возникшего у него в 2012 году (с момента регистрации) равного с собственником права пользования спорной квартирой. Таким образом, в удовлетворении исковых требований о том, что Заграничный М.Т. не приобрел права пользования указанной квартирой, следует отказать, требования о прекращении права пользования спорным жилым помещением истцом не заявлялось.
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Заграничного Т.К. к Заграничному М.Т. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу и снятии с регистрационного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья О.В.Васильковская
Секретарь М.А.Тимофеева
Оригинал решения в деле № 2-1649/2017 Советского районного суда г. Томска