Дело № 2-2876/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.06.2017 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Центрального районного суда г.Оренбурга Турковой С.А., при секретаре Лысановой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к жилищно-строительному кооперативу № о признании действий ЖСК № незаконными, обязании прекратить действия
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области обратилась с вышеназванным исковым заявлением в суд указав, что ГЖИ по Оренбургской области осуществляет государственный жилищный надзор в соответствии со ст. 20 ЖК РФ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГЖИ поступило обращение собственника <адрес> ФИО8 в том числе по вопросу правомерности действий ЖСК № по ежемесячному начислению и взыманию взносов на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома. ГЖИ по Оренбургской области полагает действия ЖСК № незаконными. Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.06.2014 года №403-п многоквартирный <адрес> включен в региональную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в ДД.ММ.ГГГГ годах» (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ года). Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений данного дома с ДД.ММ.ГГГГ. Общее собрание собственников помещений по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества состоялось в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (оформлено протоколом внеочередного общего собрания членов ЖСК №, собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ №). Уведомление о выбранном способе формирования капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома поступило в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ (вх.<данные изъяты>). Письмом инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № ЖСК № разъяснено, что собственники помещений не реализовали надлежащим образом свои обязанности и права по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома. В том числе в уведомлении указывалось, что к уведомлению не приложены документы, предусмотренные ч. 1 ст. 172 ЖК РФ, ч. 1 ст. 7 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 года №1762/539- V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области». В ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ дополнительных документов (сведений) в адрес Инспекции от ЖСК № не поступило. Исходя из ч. 7 ст. 3 Закона решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и предоставления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных ч. 1 ст. 172 ЖК РФ. С учетом ч. 1 ст. 172 ЖК РФ выбранный способ формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома не реализован в установленном порядке. В связи с чем, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора – Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области. В дальнейшем об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общим собранием собственников многоквартирного дома не принималосьФИО10 являясь собственником помещения № в многоквартирном <адрес> взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в адрес регионального оператора оплачивает в полном объеме, что подтверждается квитанциями об оплате. Однако, в нарушение вышеуказанных норм права по настоящее время ЖСК № также производит начисление и взымание на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома, посредством поручения выставления платежных документов ООО «УК «Гамма», что установлено из платежных документов, представленных ФИО9 Данный факт начисления и взимания взносов подтверждается направляемыми в адрес инспекции от ЖСК № в порядке ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона сведениями о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме.
Просят признать действия ЖСК № по начислению и взиманию взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес> незаконными, ввиду грубого нарушения законодательства. Обязать ЖСК № прекратить действия по начислению и взиманию взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Денежные средства. Фактически уплаченные Климовым А.П. в адрес ООО «УК «Гамма» как взнос за капитальный ремонт, зачесть в счет будущих платежей за капитальный ремонт, получателем которых является Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».
В судебном заседании представитель истца Шаталова К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что способ управления у ответчика не реализован, поскольку не были предоставлены копии протокола, представлен только в ДД.ММ.ГГГГ году, справка об открытии счета.
Представитель ответчика Золотарева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году сам протокол в ГЖИ не направлялся, только уведомление о том, что способ реализован. Позиция инспекции заключается в том, что в нарушение ст. 72 ЖК РФ способ управления не реализован в том, что не была предоставлена информация по открытию счета. Исполнение данной обязанности не связано с понятием способа реализации. Данный способ предусмотрен ст. 75 ЖК РФ. В кодексе указано, что норма, которая связывала именно предоставление документов, подтверждающих реализацию способа, была введена федеральным законом, который стал действовать ДД.ММ.ГГГГ. Было внесено изменение, что способ считается реализован, если были представлены все необходимые документы. До этого момента действовала другая редакция от ДД.ММ.ГГГГ, ч. 5 ст. 170 звучало так – решение должно быть реализовано в течении двух месяцев после официального опубликования региональной программе. Собственники помещения при открытии счета должны направить региональному оператору копию протокола. По ст. 7 закона Оренбургской области возникает аналогичная ситуация, она ранее звучала как ст. 170 ЖК РФ. Только ДД.ММ.ГГГГ в него были внесены аналогичные изменения, где было прописано, что способ считается реализованным при открытии специального счета и предоставлении документов в контролирующий орган. Ранее в законодательстве не было положений о том, как должен реализовываться способ. Если обратиться к ст. 172 ЖК РФ, которая так и называется – осуществление контрольных функций по приему владельцев специальных счетов. они свой способ реализовали в ДД.ММ.ГГГГ года. ГЖИ, получив уведомление от ЖСК 35, могла воспользоваться своими полномочиями, организовать проверку по непредставлению документов по выбору способа управления. На момент уведомления эта норма отсутствовала. По ст. 44 ЖК РФ – общее собрание собственников является органом управления. Решение, принятое общим собранием, является обязательным для всех, собственники, которые не согласны с ним, могут его обжаловать. Ни собственники, ни ГЖИ не обращались в органы судебной инстанции для обжалования решения общего собрания. Протокол не оспорен, решением суда не отменен. По требованию жилищного законодательства данный протокол обязателен для всех лиц, права которых он затрагивает. Поскольку протокол действующий, основания для признания действий ЖСК 35 нет, поскольку они действовали в рамках данного протокола. ГЖИ превысила свои полномочия, обращаясь с данным иском в суд. В законодательстве четко указано, по каким спорам ГЖИ может обратиться в суд. На п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ в своем исковом заявлении ГЖИ ссылается. Обязательным требование стало таковым, когда были внесены изменения. ГЖИ по указанным основаниям не вправе была обратиться в суд. Ежемесячно они отчитываются ГЖИ о сумме накопленных средств на специальном счете, но почему то проверок никаких не проводилось, отчеты принимались. Должны были написать о необходимости предоставления протокола, ссылаетесь только на ст. 7. Если посчитали, что мы нарушили ст. 172 ЖК РФ, должны были провести проверку по данному факту. Совокупность доказательств о признании действий незаконными у истца отсутствует. Решение общего собрания не отменено, является действующим, признать действия незаконными нельзя. Способ реализован еще в ДД.ММ.ГГГГ году.
Третье лицо Климов А.П. в судебном заседании пояснил, что желает, чтобы приходила только одна квитанция, приходиться платить по двум квитанциям.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 169 ЖК РФ определено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных отношений, до изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, который в силу пункта 1 статьи 12 настоящий Федерального закона вступил в силу со дня его официального опубликования 29.12.2016, за исключением некоторых положений), собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 4 данной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны были быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Вместе с этим согласно части 6 данной статьи не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Во исполнение вышеприведенных положений ЖК РФ Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.06.2014 года №403-п многоквартирный <адрес> включен в региональную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в ДД.ММ.ГГГГ годах» (опубликовано 27.06.2014 года). Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений данного дома с ДД.ММ.ГГГГ.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ (ред. от 06.03.2014) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2013 N 1762) владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющий государственный жилищный надзор, уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Закона, справки банка об открытии специального счета.
2. Владелец специального счета обязан ежегодно, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в орган исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющий государственный жилищный надзор, сведения о размере остатка средств на специальном счете. Владелец специального счета также обязан ежемесячно, в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным периодом, представлять в орган исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющий государственный жилищный надзор, сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что в соответствии с приведенными положениями документы, подтверждающие принятие собственниками МКД решения и выборе способа оплаты капитального ремонта и открытии специального счета должны были быть представлены владельцем специального счета Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области.
Вместе с этим из материалов дела усматривается, что общее собрание собственников помещений по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества состоялось в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (оформлено протоколом внеочередного общего собрания членов ЖСК №, собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК № и <данные изъяты>" заключен договор специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта. Специальный банковский счет открыт №. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об изменении номера счета по договору специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомление о выбранном способе формирования капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома посредством открытия специального счета № в <данные изъяты> поступило в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ (вх№).
Протокол внеочередного общего собрания членов ЖСК №, собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества состоявшегося в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в Государственную жилищную инспекцию ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на то, что ЖСК № требование закона о выборе способа формирования капитального ремонта не реализовал, инспекцией принято решение по данному многоквартирному дому о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора – Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области.
Судом установлено, что собственники помещений МКД по адресу <адрес> осуществляют уплату взносов на специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, за весь период, предусмотренный законом и пополняют специальный счет путем внесения обязательных взносов в целях проведения в будущем капитального ремонта своего дома за счет собранных денежных средств.
ЖСК № ежемесячно в адрес инспекции в порядке ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона направляются сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, что истцом не оспаривается.
Суду представлены доказательства проведения ЖСК № капитального ремонта системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу <адрес> за счет взносов собственников, аккумулированных на специальном счете.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление КС РФ N 10-П) указал, что предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски (абзац 1 пункта 7.1 Постановления КС РФ N 10-П).
Проверяя конституционность положений частей 6 и 7 статьи 170 ЖК РФ Конституционный Суд РФ отметил, что соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Таким образом, положение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации (абзацы 6 и 7 пункта 7.4. Постановления КС РФ N 10-П).
При сложившихся обстоятельствах, учитывая принятие собственниками помещений в МКД соответствующего решения и совершение реальных действий для его своевременного исполнения (включая обращение в банк с заявлением об открытии специального счета и заключение договора по открытию специального счета) в установленные законодателем сроки, и дальнейшую оплату взносов на специальный счет в банке, и отсутствие доказательств принятия органом местного самоуправления и инспекцией со своей стороны всех необходимых мер для выяснения вопроса о наличии/отсутствии оформленного и реализованного собственниками решения, суд приходит к выводу, что оснований считать реализацию собственниками помещений в МКД своего права по определению способа формирования фонда капитального ремонта ненадлежащей, у инспекции не имелось.
В этой связи факт несвоевременного направления ЖСК № в Государственную жилищную инспекцию протокола общего собрания, не свидетельствует о несоблюдении собственниками помещений установленной законом обязанности по определению способа формирования фонда капитального ремонта.
Учитывая изложенное, суд считает действия собственников многоквартирного дома по адресу <адрес> связанные с уплатой взносов на капитальный ремонт путем внесения денежных средств на специальные счета в соответствии с принятыми ими решениями, во исполнение требований статьи 169 ЖК РФ, закрепляющей их обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, законными и обоснованными. Суд также приходит к выводу, что ЖСК № приобрел право собирать денежные средства на капитальный ремонт общего имущества МКД и размещать их на специальном счете в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД.
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к жилищно-строительному кооперативу № о признании действий ЖСК № незаконными, обязании прекратить действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья подпись
Копия верна судья
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2017 года.