Дело № 2-623/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2017 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Зизюка А.В.,
при секретаре Павловой Т.С.,
с участием представителя истца Энгельке А.В., представителя ответчика Павловой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Шамраевой Т.М. к администрации Ленинского района г.Томска о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением, признании нанимателем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шамраева Т.М. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г.Томска, в котором с учетом изменения заявленных требований просит признать ее членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: ; признать за ней право пользования указанным жилым помещением; признать ее нанимателем жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что квартира, расположенная по адресу: , была предоставлена в году ее бабушке, ФИО1 и ее отцу – ФИО2. После смерти в ФИО1., ФИО2 фактически приобрел статус нанимателя жилого помещения, вселив в дальнейшем, в ее (истца), как члена своей семьи. Кроме Шамраевой Т.М., ФИО2 в вселил в квартиру ФИО3., мать истца. Учитывая, что официально брак между ее отцом ФИО2. и матерью ФИО3. на момент рождения истца не был зарегистрирован, родственные отношения с ФИО2. не были установлены, как и не установлены они в настоящий момент. года родители истца заключили брак, после чего их статус при регистрации в вышеназванной квартире был указан, как супруги, а она, Шамраева Т.М., была зарегистрирована, как их дочь. В умер ФИО2., затем, в умерла ФИО3 после их смерти истец осталась проживать в квартире, где проживает и до настоящего времени, несет бремя содержания жилья, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, то есть, фактически выполняет обязанности нанимателя жилого помещения.
Истец Шамраева Т.М. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении дела не просила. Участвуя ранее в судебном заседании поясняла, что проживала в указанной квартире со своими родителями, ФИО2. и ФИО3., а также со своим ребенком. Жили они одной семьей, имели общий бюджет, она, истец, оплачивала коммунальные услуги, готовила из общих продуктов пищу.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Энгельке А.В., действующий на основании ордера № 17 от 13.03.2017, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Павлова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению, указала, что поскольку истец была зарегистрирована в жилом помещении после смерти ФИО1 которой первоначально было предоставлено жилое помещение, последняя не имела возможности выразить волю на вселение истца в квартиру, в связи с чем исковые требования Шамраевой Т.М. не могут быть признаны обоснованными.
Третье лицо Шамраев А.Ю., действующий также как законный представитель третьего лица Шамраева С.А., в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, где помимо этого указал, что поддерживает заявленные Шамраевой Т.М. исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело без участия третьего лица Шамраева А.Ю., законного представителя третьего лица Шамраева С.А.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 40 и частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье; никто не может быть произвольно лишен жилища; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данная норма также содержится в статье 3 ЖК РФ.
Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Таким образом, из анализа положений указанных норм следует, что реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе ЖК РФ и других федеральных законов.
Как следует из ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно статье 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Приведенные положения жилищного законодательства, предоставляют нанимателю жилого помещения право вселять в него иных лиц, в том числе любых родственников. При этом указанные лица, в случае признания их членами семьи нанимателя приобретают равные с последним права пользования жилым помещением.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 25 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Пунктом 26 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, обращено внимание судов на то, что, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Как установлено в судебном заседании, следует из ордера от , ФИО1 решением Исполнительного комитета Ленинского районного Совета депутатов трудящихся была выделена квартира № , состоящая из двух комнат, жилой площадью 30 кв.м. Как следует из отметки на ордере, в указанную квартиру ФИО1 въехала с сыном, ФИО2
Согласно свидетельству о смерти , ФИО1 умерла в г.Томске .
Из справки для оформления перевода лицевого счета и заключения договора найма, карточки квартиросъемщика, выданными ООО «УК «Каштачная» 14.03.2017, следует, что квартиросъемщиком жилого помещения, расположенного по адресу: , стал сын ФИО1., ФИО2 Кроме того, из указанных документов видно, в квартире ранее была зарегистрирована ФИО3., жена квартиросъемщика ФИО2., а в настоящее время зарегистрирована его дочь, истец Шамраева Т.М., внук – Шамраев А.Ю., а также правнук – Шамраев С.А.
14.10.2010 администрацией Ленинского района г.Томска было принято решение об отказе Шамраевой Т.М. в признании ее нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: , в связи с тем, что истцом не были предоставлены документы, подтверждающие родственные отношения с ФИО1
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показала, что проживает в квартире с , познакомилась с Шамраевой Т.М. тридцать лет назад. В момент заселения дома въехала ФИО1 с сыном ФИО2 который в дальнейшем вселил в квартиру свою дочь, истца Шамраеву Т.М. и свою супругу. Однако жили они вместе периодически, так как ФИО2 постоянно уезжал. В том, что Шамраева Т.М. действительно приходилась ФИО2 дочерью, а ФИО1. внучкой, она, свидетель, не сомневалась, так как ФИО2 всегда всем сообщал, что истец – его дочь и она будет жить в названной квартире. После смерти ФИО2. в жилом помещении остались проживать истец и ее мама, ФИО3., которая помогала Шамраевой Т.М. в уходе за ребенком последней. Аналогичные показания дали в судебном заседании свидетели ФИО5 ФИО6
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд полагает установленным тот факт, что Шамраева Т.М. была вселена в спорное жилое помещение с согласия лица, имеющего равные с нанимателем жилого помещения (которому первоначально предоставлялось жилое помещение) - ФИО1 а затем фактического квартиросъемщика ФИО2., как член семьи последнего. Она, Шамраева Т.М., до смерти ФИО2 вела с ним совместное хозяйство, оплачивала коммунальные услуги и за длительный период проживания в квартире приобрела равное с нанимателем право пользования жилым помещением.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Учитывая, что отношения между сторонами по поводу спорного жилого помещения возникли до вступления в силу ЖК РФ, данные правоотношения должны регулироваться нормами ЖК РСФСР.
Статьей 54 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения Шамраевой Т.М. в спорную квартиру, было предусмотрено, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.
Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 года № 3-П содержащееся в части первой статьи 54 положение об «установленном порядке» как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки признано не соответствующим по содержанию Конституции Российской Федерации.
Из смысла приведенных норм следует, что лицо приобретает право пользования жилым помещением только в случае установления факта его вселения в данное жилое помещение именно в качестве члена семьи.
Поскольку фактическое вселение истца в спорную квартиру произошло до вступления в действие ЖК РФ, т.е. до 1 марта 2005 года, то на ее вселение не требовалось согласия наймодателя, как ныне требует ст. 70 ЖК РФ.
По смыслу ст.ст. 49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального образца, наймодателем является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо, которое обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Стороной ответчика, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств, что спорное жилое помещение передано какому-либо иному лицу по договору социального найма, равно как не представлено доказательств того, что на данное жилое помещение претендуют иные лица, либо того, что истец вселилась в спорную квартиру, не имея на то оснований.
Таким образом, с учетом длительности проживания истца в спорной квартире, того факта, что она фактически исполняет обязанности нанимателя квартиры, а также учитывая, что истец на протяжении многих лет пользовалась жилым помещением без каких-либо претензий и возражений со стороны жилищных органов города, у суда нет оснований полагать, что Шамраева Т.М. вселилась в спорное жилое помещение в отсутствие законных оснований.
По смыслу ст.ст. 49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального образца, наймодателем является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо, которое обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 Положения «О порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью города Томска», утвержденного решением Томской городской Думы от 26.11.1999 № 182 (в ред. 21.09.2010) от имени и в интересах муниципального образования «Город Томск» распоряжение и управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления города в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.
Согласно Положению об Администрации Ленинского района г. Томска (утв. решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000, администрация Ленинского района г. Томска является территориальным органом администрации г. Томска, организует управление муниципальным жилищным фондом на территории района и ведет его учет; выполняет функции наймодателя в отношении социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде (п.п. 1.1., 3.1.3.).
В силу того, что законность требований истца Шамраевой Т.М. о признании за ней права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: , администрацией Ленинского района г. Томска от 14.10.2010 отказано в признании нанимателем спорного жилого помещения, в то время как обоснованность данных требований истца нашла свое подтверждение в судебном заседании, требование истца о признании ее членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым спорным жилым помещением, а также нанимателем жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. Говорова, д. 58, кв. 68, подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Требования иска Шамраевой Т.М. к администрации Ленинского района г.Томска о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением, признании нанимателем жилого помещения удовлетворить.
Признать Шамраеву Т.М. членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: .
Признать за Шамраевой Т.М. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: .
Признать Шамраеву Т.М. нанимателем жилого помещения по адресу: .
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Зизюк