Дело № 2-8205/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В. Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикбаева ФИО12 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, признании решения комиссии незаконным и постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бикбаев Р.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее по тексту – УФСИН по РТ) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту ФСИН России) о признании решения комиссии незаконным и постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указано, что истец проходил службу в системе Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Имеет выслугу более 26 лет в календарном исчислении. В настоящее время истец с членами семьи - супругой, двумя детьми и внучкой зарегистрирован и проживаю в квартире общей площадью 42,8 кв.м., находящейся по адресу: .... Указанная квартира принадлежит на праве собственности отцу - ФИО10, который в ней не зарегистрирован, но не проживает, т.е. не является членом семьи истца. Ранее его супруге принадлежала на праве собственности 1/3 доли (16,8 кв.м.) в квартире общей площадью 50,4 кв.м., которая находилась по адресу: ..., и которую она продала 21.03.2011 года. Также в настоящее время м супруге истца принадлежит на праве собственности 1/2 доли (16,2 кв.м.) в квартире общей площадью 32,4 кв.м, находящейся по адресу: .... Других жилых помещений по договору социального найма или на праве собственности ни истец ни члены его семьи не имеют.
По состоянию на сегодняшний день, истец находится в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.03.2005 года при Управлении ФСИН кии по РТ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и полагая, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на всех членов его семьи менее нормы, установленной ч. 3 ст. 4 Закона, 25 марта 2014 года истец подал в территориальную подкомиссию УФСИН по РТ заявление о постановке на учёт для получения ЕСВ с приложением всех необходимых документов, установленных пунктом 5 Правил.
Территориальная подкомиссия УФСИН по РТ приняла документы, проверила их, и своим решением от 09 апреля 2014 года направила в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учёт для получения ЕСВ.
Согласно пункта 7 Правил Комиссия ФСИН России в 3-месячный срок, со дня подачи документов, обязана была их рассмотреть и принять решение о постановке истца на учёт для получения ЕСВ и уведомить его о принятом решении в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. Однако в нарушение вышеуказанных Правил и установленных сроков, ФСИН России приняла решение только почти через 2,5 года - 30 августа 2016 года.
О принятом решении, об отказе в постановке на учёт для получения ЕСВ, истец узнал только в августе 2017 года, когда получил ответ на своё обращение через интернет-приёмную ФСИН России. Решением Комиссии ФСИН России от 30 августа 2016 года истцу было отказано, в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 году в соответствии с п. 12 Правил, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. Комиссия также неправильно указала, что супруга истца владела квартирой общей площадью 50,4 кв.м. на праве собственности, тогда как у нее в этой квартире была всего лишь 1/3 доля. При этом ФИО11 при расчете общей площади жилых помещений приходящихся на одного члена семьи истца, неосновательно учла жилую площадь, принадлежащую его отцу.
Истец просит признать незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в несвоевременном принятии решения о постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; признать незаконным действие ФСИН России, выразившееся в принятии решения об отказе в постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; признать за ним право на постановку на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение его жилищных прав, свобод и законных интересов и поставить на учёт на получение ЕСВ с даты подачи документов - с 25 марта 2014 года, в составе семьи из 3-х человек - истца, его супруги ФИО9 и его сына ФИО8
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков в судебном заседании иск не признал.
Заслушав пояснения участников процесса, свидетеля ФИО9, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п.2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
В соответствии с п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (далее по тексту – Правила) указанные Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Судом установлено, что истец проходил службу в системе Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Имеет выслугу более 26 лет в календарном исчислении.
В настоящее время истец с членами семьи - супругой, двумя детьми и внучкой зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 42,8 кв.м., находящейся по адресу: .... Указанная квартира принадлежит на праве собственности отцу истца - ФИО10, который в ней не зарегистрирован.
25 марта 2014 года истец подал в территориальную подкомиссию УФСИН по РТ заявление о постановке на учёт для получения ЕСВ.
Территориальная подкомиссия УФСИН по РТ приняла документы, проверила их, и своим решением от 09 апреля 2014 года направила в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учёт для получения ЕСВ.
Решением Комиссии ФСИН России от 30 августа 2016 года истцу было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ. О принятом решении, об отказе в постановке на учёт для получения ЕСВ, истец узнал 08 августа 2017 года, когда получил ответ на своё обращение через интернет-приёмную ФСИН России.
Суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.
Основанием для отказа явилось ухудшение жилищных условий в 2011 году в соответствии с п. 12 Правил и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Согласно п.11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд считает законным и обоснованным решение Комиссии УФСИН России по РТ от 30.08.2016г. об отказе истцу в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку оснований для постановки на учет для получения ЕСВ в настоящее время у истца не имеется.
Судом было установлено, что истец с членами семьи были вселены в 2001 году в принадлежащую его отцу квартиру по адресу: ..., общей площадью 42,8 кв.м., как члены семьи собственника жилого помещения, поскольку проживают и пользуются этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, при этом на каждого члена семьи истца в указанной квартире приходится по 10,7 кв.м. Кроме того супруга истца является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ..., общей площадью 32,4 кв.м. (16,2 кв.м.)
При таких обстоятельствах у истца не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 данной нормы. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила 15 кв. м., а именно 16,1 кв.м. (32,1+16,2=48,3; 48,3:3=16,1). Следовательно, ему было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Что касается доводов истца о том, что собственник квартиры по адресу: ..., ФИО10 зарегистрирован по другому адресу и проживает отдельно от его семьи, они сами по себе не опровергают факт вселения собственником ФИО10 в жилое помещение в качестве члена семьи Бикбаева Р.Г.(сына), учитывая, что гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Вместе с тем, суд считает незаконным действия (бездействие) Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения документов, представленных Бикбаевым Р.Г. для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку
В силу п.7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения, поскольку с заявлением о постановке на учет истец обратился 25.03.2014г., однако решение было вынесено лишь 30.08.2016 г., т.е. с нарушением трехмесячного срока, установленного п.7 Правил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным действия (бездействие) Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения документов, представленных Бикбаевым ФИО13 для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.З ы б у н о в а