Дело № 2-10655/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В. Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Управлению Федеральной службы ис-полнения наказаний России по Республике Татарстан, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, признании решения комиссии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее по тексту – УФСИН по РТ), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по РТ (далее по тексту - УФСИН России по РТ) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту – ФСИН России) о признании решения комиссии незаконным. В обоснование иска указано, что ФИО4 проходил службу в системе Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - Ответчик-1) - в ... Управления ФСИН по РТ (далее - Ответчик-2). В 2017 году вышел на пенсию по выслуге лет - более 26 лет в календарном исчислении.
В настоящее время истец с членами семьи - супругой и двумя детьми - зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 50,1 кв.м., находящейся по адресу: .... На данной жилой площади истец имеет временную регистрацию, остальные члены семьи зарегистрированы постоянно.
Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/5 доли в праве каждому, супруге ФИО8 истца, старшей дочери ФИО18, ... г.р., младшей дочери ФИО19, ... г.р., ФИО9 и ФИО10
Таким образом, в вышеуказанной квартире проживают 6 человек - 5 человек с постоянной регистрацией и 1 с временной.
С 05.10.2012 г. истец постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 57,5 кв.м.
Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности отцу и матери супруги - ФИО11 (1/3 доли) и ФИО11 (2/3 доли).
Иных жилых помещений в собственности или занимаемых по договорам социального найма на территории РФ ни истец, ни члены его семьи не имеют.
Ранее он проживал (до 2010 года) и был постоянно зарегистрирован (до 05.10.2012 г.) в жилом помещении по адресу: РТ, ..., общей площадью 44.5 кв.м., которое принадлежало на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли каждому, истцу и бывшей супруге ФИО14
После расторжения брака 26 июля 2010 года, вышеуказанная квартира на основании определения Бугульминского городского суда РТ от ... о разделе имущества, полностью перешла в собственность бывшей супруги. Истец за свою долю получил от нее компенсацию в размере 360 000 руб.
Таким образом, по состоянию на июнь 2014 года, когда истец уже проходил службу на новом месте и проживал в г. Казани, на каждого члена его семьи приходилось менее 15 кв.м общей площади жилого помещения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и полагая, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на всех членов семьи истца менее нормы, установленной ч. 3 ст. 4 Закона, 23 июня 2014 года истец подал в Территориальную подкомиссию Ответчика-2 заявление о постановке на учёт для получения ЕСВ с приложением всех необходимых документов, установленных пунктом 5 Правил.
Территориальная подкомиссия Ответчика-2 приняла документы, проверила их, и своим решением от 26 июня 2014 года направила в Комиссию Ответчика-1 для принятия решения о постановке истца на учёт для получения ЕСВ.
Согласно пункта 7 Правил Комиссия ФСИН России в 3-месячный срок, со дня подачи документов, обязана была их рассмотреть и принять решение о постановке меня на учёт для получения ЕСВ и уведомить меня о принятом решении в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Однако в нарушение вышеуказанных Правил и установленных сроков, Ответчик-1 принял решение только почти через 2,5 года - 24 ноября 2016 года.
О принятом решении, об отказе в постановке на учёт для получения ЕСВ, истец узнал только в сентябре 2017 года, когда получил ответ на своё обращение через интернет-приёмную ФСИН России.
Решением Комиссии Ответчика-1 от 24 ноября 2016 года истцу было отказано на основании подпункта «б» п. 15 Правил - «в связи с совершением действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем, размере».
При этом Комиссия мотивировала принятие такого решения тем, что со-гласно выписке из ЕГРП его право собственности на 1/2 долю жилого помещения, находящегося по адресу: РТ, .... общей площадью 44.5 кв.м., было прекращено лишь 09 февраля 2015 года. Длительный срок прекращения права долевой собственности истца в жилом помещении, находящемся в ... - с момента вынесения определения суда ... и до ... - является следствием того, что всё это время бывшая супруга истца не обращалась в Росреестр для регистрации права собственности, однако регистрационные действия носят добровольный характер. Данные действия не могут рассматриваться, как преднамеренные со стороны истца или направленные на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
Истец просит признать незаконным бездействие ФСИН России, выразив-шееся в несвоевременном принятии решения о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;признать незаконным действие ФСИН России, выразившееся в принятии решения об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;признать за ним право на постановку на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение жилищных прав, свобод и законных интересов и поставить его на учёт на получение ЕСВ с даты подачи документов - с 23 июня 2014 года, в составе семьи из 4-х человек - истца, его супруги ФИО8, дочери ФИО12 и дочери ФИО13
Истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков УФСИН по РТ и ФСИН России в судебном заседании иск не признал.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив доказательства, имею-щиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п.2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
В соответствии с п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты дляприобретения или строительства жилого по-мещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом нарко-тических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (далее по тексту – Правила) указанные Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 5 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, под-тверждающие невозможность их получения;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Судом установлено, что ФИО4 проходил службу в системе Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - Ответчик-1) - в ... Управления ФСИН по РТ (далее - Ответчик-2). В 2017 году вышел на пенсию по выслуге лет - более 26 лет в календарном исчислении.
В настоящее время истец с членами семьи - супругой и двумя детьми - зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 50,1 кв.м., находящейся по адресу: .... На данной жилой площади истец имеет временную регистрацию, остальные члены семьи зарегистрированы постоянно.
Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/5 доли в праве каждому, супруге ФИО8 истца, старшей дочери ФИО17, младшей дочери ФИО16, ФИО9 и ФИО10
Таким образом, в вышеуказанной квартире проживают 6 человек - 5 человек с постоянной регистрацией и 1 с временной.
С 05.10.2012 г. истец постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 57,5 кв.м.
Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности отцу и матери супруги - ФИО11 (1/3 доли) и ФИО11 (2/3 доли).
Иных жилых помещений в собственности или занимаемых по договорам социального найма на территории РФ ни истец, ни члены его семьи не имеют.
Ранее он проживал (до 2010 года) и был постоянно зарегистрирован (до 05.10.2012 г.) в жилом помещении по адресу: РТ, ..., общей площадью 44.5 кв.м., которое принадлежало на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли каждому, истцу и бывшей супруге ФИО14
После расторжения брака 26 июля 2010 года, вышеуказанная квартира на основании определения Бугульминского городского суда РТ от ... о разделе имущества, полностью перешла в собственность бывшей супруги. Истец за свою долю получил от нее компенсацию в размере 360 000 руб.
12 февраля 2014 года истец подал в территориальную подкомиссию УФСИН по РТ заявление для постановки на учёт для получения ЕСВ.
Решением Комиссии Федеральной службе исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 24.11.2016 г. истец сначала был поставлен на учет для получения ЕСВ с 23.06.2014г., а затем снят с указанного учета на основании п.п. «б» п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 (в связи совершением действий, указанных в части 8 статьи Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ, с намерением получения ЕСВ в большем размере).
В феврале 2017 года истец узнал о принятом решении и отказе в поста-новке на учёт для получения ЕСВ, когда по электронной почте получил выписку из протокола № 51 от 14.07.2016 г.
Суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
В силу п.7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Суд считает незаконным действия (бездействие) Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения документов, представленных ФИО4 для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку с заявлением о постановке на учет истец обратился 12.02.2014г., однако решение было вынесено лишь 24.11.2016 г., т.е. с нарушением трехмесячного срока, установленного п.7 Правил.
Снимая истца с учета на получение единовременной социальной выплаты Комиссия ФСИН России усмотрела в действиях истца намеренное ухудшение жилищных условий, исходя из того, что, согласно предоставленным выпискам из ЕГРП истцу принадлежало на праве общей долевой собственности 1/2 доля в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: РТ, ..., общей площадью 44,5 кв.м. Дата государственной регистрации: 12.01.2001г., дата государственной регистрации прекращения права: 09.02.2015г.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения су-пруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к со-стоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Судом также установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: РТ, ..., общей площадью 44,5 кв.м. принадлежало истцу и его бывшей супруге ФИО14, брак с которой расторгнут 26.07.2010г. Определением Бугульминского городского суда РТ от .... было утверждено мировое соглашение, заключенное ФИО4 и ФИО14, согласно которому к ФИО14 от ФИО4 переходит право собственности на 1/2 долю ..., при этом ФИО14 выплачивает ФИО4 денежную компенсацию стоимости переходящей к ней в собственность 1/2 доли квартиры в сумме 360 000 рублей. Основанием для регистрации перехода права собственности к ФИО14 от ФИО4 на 1/2 долю указанной квартиры является вступившее в законную силу определение суда об утверждении мирового соглашения и расписка ФИО4 в получении 360 000 рублей.
В данном случае, отчуждение истцом доли в квартире, расположенной по адресу: РТ, ... произведено в результате раздела имущества с бывшей супругой ФИО14 в 2012г. и не может являться намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий. Регистрация прекращения права собственности была произведена в 2015г. по заявлению бывшей супруги ФИО14 и также не может быть отнесена к намеренному действию, повлекшему ухудшение жилищных условий истца.
При установленных судом обстоятельствах, суд считает незаконным ре-шение Комиссии Федеральной службе исполнения наказаний России по рас-смотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 24.11.2016 г. в части снятия ФИО4 с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Требование признать за истцом право на постановку на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение жилищных прав, свобод и законных интересов и поставить его на учёт на получение ЕСВ с даты подачи до-кументов - с 23 июня 2014 года, в составе семьи из 4-х человек - истца, его супруги ФИО8, дочери ФИО12 и дочери ФИО13 удовлетворению не подлежит, поскольку решением Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 24.11.2016 г. истец был поставлен на учет для получения ЕСВ с 23.06.2014г., указанное решение отменено лишь в части снятия ФИО4 с учета для получения единовременной социальной выплаты, в части постановки его на учет оставлено в силе.
Управление ФСИН по РТ подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным действия (бездействие) Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения документов, представленных ФИО4 для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Признать незаконным решение Комиссии Федеральной службе исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 24.11.2016 г. в части снятия ФИО4 с учета для получения единовременной социальной выплаты.
В остальной части иска отказать.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан от гражданско-правовой ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.З ы б у н о в а