8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета № 2-2518/2017 ~ М-2425/2017

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

2-2518/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Головиной А.В.,

с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Пестовой Л.Н.,

ответчика Альбрехт С.В. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Альбрехт С.В. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Альбрехт С.В. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчику предложен способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью 38,0 кв.м., расположенного в строящемся доме № по <адрес> после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург.

Таким образом ответчику были предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Альбрехт С.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Предоставить в собственность Альбрехт С.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> Выселить Альбрехт С.В. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, помещение коммунального заселения №, снять Альбрехт С.В. с регистрационного учета по месту жительства.

В дальнейшем истец увеличил исковые требования, просил прекратить право собственности Альбрехт С.В. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Признать за МО г. Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Признать право собственности Альбрехт С.В. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>. Выселить <адрес> <адрес>, пер. Станочный, <адрес>. Снять с регистрационного учета по месту жительства Альбрехт С.В.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик Альбрехт С.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем расписался в протоколе судебного заседания. Ему разъяснены и понятны последствия признания иска ответчиком, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ. Суду пояснил, что он не подписывал согласие, так как ему никто не предлагал. Он согласен на переселение в квартиру № № по <адрес>, квартира его устраивает.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.    

Признание ответчиком исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, а потому признание ответчиками иска подлежит принятию судом.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, спора между сторонами нет. Досудебный порядок не соблюден, ответчику не предлагался способ обеспечения жилищных прав путем выкупа, права истца не нарушены. Просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснение представителя истца, ответчика, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Альбрехт С.В. является собственником жилого помещения, общей площадью 37,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что указанный дом является <данные изъяты>

Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на ДД.ММ.ГГГГ

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в данную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчику предложен способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся доме № <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург.

Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что собственник жилого помещения не выбрал способ обеспечения жилищных прав.

Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт №, между поставщиком ООО «Инвестиционно-строительная компания «<данные изъяты>» и заказчиком Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга, предметом которого является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, указанные в технической части документации об аукционе в электронной форме, для предоставления гражданам переселяемым из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с договором № участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, застройщик ООО «<данные изъяты>» обязался для участника долевого строительства Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, в предусмотренный договором срок собственными и привлеченными силами построить <данные изъяты>

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома № по <адрес> земельном участке с кадастровым номером №

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира № в доме № по <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на <данные изъяты>, имеет назначение жилое, имеет кадастровый №, правообладателем является администрация г. Оренбурга.

В соответствии с отчетом об оценке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты>.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Согласно п. 2. ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, он имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчик иск признал, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ

Исковые требования администрации г.Оренбурга к Альбрехт С.В. о прекращении права собственности на жилое, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Прекратить право собственности за Альбрехт С.В. на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу<адрес>

Признать право собственности за муниципальным образованием «город Оренбург Оренбургской области» на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Признать право собственности за Альбрехт С.В. на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

Выселить Альбрехт С.В. из жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и снять с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Маслова Л.А.

Решение в окончательной форме составлено 16.10.2017 года.

Судья Маслова Л.А.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 10 по 21 января 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.