8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета № 2-2437/2017 ~ М-2344/2017

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

2-2437/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург                                                                           28 сентября 2017 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,

при секретаре Усманове А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева АН, представителя истца Жидковой ЕП, действующей на основании доверенности № от             ДД.ММ.ГГГГ, ответчика Филатова АМ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Филаретову МК, Филаретовой ПЕ, Филаретову ВМ, Филаретову АМ о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью     56,5кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Филаретов М.К. и Филаретова П.Е., вместе с ответчиками проживают члены их семьи Филаретов В.М. и Филаретов А.М.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ      №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО <адрес>» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчики в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчику предложен способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью 56,5кв.м., расположенного в черте <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО <адрес>.

Таким образом, ответчику предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Филаретова М.К. и Филаретовой П.Е. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.

Предоставить в собственность Филаретову М.К. и Филаретовой П.Е. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.

Выселить Филаретову М.К. и Филаретовой П.Е. и членов их семьи Филаретова В.М. и Филоретова А.М. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> снять их с регистрационного учета по месту жительства.

Впоследствии истец изменил исковые требования, просил прекратить право собственности Филаретова М.К. и Филаретовой П.Е. на жилое помещение, общей площадью 56,5кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Признать за МО <адрес> право собственности на жилое помещение, общей площадью 56,5кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Признать право собственности Филаретова М.К. и Филаретовой П.Е. по ? доли за каждым на жилое помещение, общей площадью 58кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Выселить Филаретова М.К. и Филаретову П.Е. Филаретова В.М., Филаретова А.М., из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Снять с регистрационного учета по месту жительства Филаретова М.К., Филаретову П.Е., Филаретова В.М., Филаретова А.М.

В судебном заседании представитель истца Жидкова Е.П., исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик Филаретов А.М. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что квартиру им показывали, они согласны на переезд.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, спора между сторонами нет, досудебный порядок не соблюден, ответчику не предлагался способ обеспечения жилищных прав путем выкупа, в связи с чем нарушен интересы государства, уточненные требования не основаны на законе. Просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснение представителя истца, ответчика, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Филаретов М.К. и Филаретова П.Е. являются собственниками по ? доли каждый жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан                № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными в материалы дела договором, свидетельствами о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН.

Согласно поквартирной карточке, в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы            Филаретов М.К., Филаретова П.Е., Филоретов В.М., Филоретов А.М.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>литер А от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанный дом является 8-ти квартирным, площадь дома составляет 441,5кв.м., дом двухэтажный, стены кирпичные, перекрытия деревянные, кровля шиферная, оборудован энергоснабжением, центральным отоплением, холодным водоснабжением, канализацией, газовой колонкой, износ на 20 июля 992 года составил 70%.

Из заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, литер А, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с 2013 по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул.Литейная, д.51, включен в данную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от 25 апреля 2017 года ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул.Литейная в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года № 1837-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от 26 мая 2017 года Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: г. Оренбург, ул.Литейная, д.51 и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчику предложен способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, общей проектной площадью не менее <данные изъяты> расположенного в черте г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург.

Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, следует, что собственники жилого помещения Филаретовы не выбрали способ обеспечения жилищных прав сторон, однако в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, представили суду письменные заявления о признании иска.

Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, между поставщиком ООО «Крафт» и заказчиком Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга, на строительство и введение в эксплуатацию жилого дома по <адрес>.

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <адрес> осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №

Согласно свидетельству о регистрации права от 21 марты 2016 года <адрес> в <адрес> имеет площадь     <данные изъяты>., расположена на 1 этаже, имеет назначение жилое, кадастровый №, правообладателем является Муниципальное образование г.Оренбург.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Согласно п. 2. ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиками был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчики иск признали, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечает, установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ

Исковые требования администрации г.Оренбурга к Филаретову МК, Филаретовой ПЕ, Филаретову ВМ, Филаретову АМ о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Прекратить право собственности за Филаретовым МК и Филаретовой ПЕ по ? доли за каждым на жилое помещение общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.

Признать право собственности за муниципальным образованием «город Оренбург» на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>

Признать право собственности за Филаретовым МК и Филаретовой ПЕ по 1\2 доли за каждым на жилое помещение общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.

Выселить Филаретова МК, Филаретову ПЕ и членов их семьи Филаретова ВМ, Филаретова АМ из жилого помещения общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Снять Филаретова МК, Филаретову ПЕ и членов их семьи Филаретова ВМ, Филаретова АМ с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                      Бураченок Н.Ю.

Решение в окончательной форме составлено 03 октября 2017 года.

Судья                                                     Бураченок Н.Ю.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам Акция в январе! 2000 рублей бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.