8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета № 2-2328/2017 ~ М-2209/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

2-2228/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2017 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Головиной А.В.,

с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Пестовой Л.Н. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Шклярову А.Е. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Шкляров А.Е. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Между сторонами было достигнуто соглашение о предоставлении ответчику другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на условиях договора мены взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Таким образом, ответчику были предложены варианты реализации своих жилищных прав и он выразил согласие на предоставление ему взамен изымаемого иного жилого помещения. Однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Шклярова А.Е. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Предоставить в собственность Шклярову А.Е. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Шклярова А.Е. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В дальнейшем истец увеличил исковые требования, просил прекратить право собственности Шклярова А.Е. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Признать за МО г. Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Признать право собственности Шклярова А.Е. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Шклярова А.Е. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Снять с регистрационного учета по месту жительства Шклярова А.Е.

Согласно ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если им не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Ответчик Шкляров А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом по адресу прежнего места жительства: <адрес>. В суд поступили сведения о том, что по указанному адресу ответчик не проживает. А также ответчик извещался судом по адресу места нахождения предоставленной по договору мены квартиры: <адрес>. По указанным адресам почтовое отправление возвращено с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Частью 1 статьи 165.1 ГК РФ предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии со ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчику Шклярову А.Е. судебная повестка доставлена, поскольку ответчик не получает почтовую корреспонденцию в почтовом отделении по обстоятельствам, которые зависят от него, ответчик не сообщил о перемене своего места жительства. Суд признает причину неявки ответчика Шклярова А.Е. неуважительной.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Суду пояснила, что ответчик Шкляров А.Е. зарегистрировал за собой право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В квартире, расположенной по адресу: <адрес> ответчик не проживает.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации <адрес> не подлежат удовлетворению, полагал, что в данном случае спора между сторонами нет, ответчик в аварийном жилье не проживает, зарегистрировал за собой право собственности на новую квартиру, предмет спора не доказан.

Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Шкляров А.Е. является собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в жилом помещении №, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно поквартирной карточке, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, никто не зарегистрирован.

Из справки отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шкляров А.Е. на территории <адрес> и <адрес> зарегистрированным не значится.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, литер А, № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что указанный дом является <данные изъяты>

Из заключения межведомственной от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: у <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на ДД.ММ.ГГГГ".

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга и поставщиком ООО <данные изъяты> предметом которого является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, указанные в технической части документации об аукционе в электронной форме, для предоставления гражданам переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

Из представленного договора мены от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация г. Оренбурга и Шкляров А.Е. договорились произвести мену квартир, администрация г. Оренбурга передает Шклярову А.Е. в собственность <адрес>, а Шкляров А.Е. передает в собственность администрации <адрес> жилом помещении №, по адресу: <адрес>.

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> в <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на <данные изъяты>, имеет назначение жилое, имеет кадастровый № и принадлежит на праве собственности Шклярову А.Е. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов, заключен договор мены.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчик Шкляров А.Е. на дату вынесения решения выселился из аварийного жилья, ответчик Шкляров А.Е. зарегистрировал за собой право собственности на предоставленное жилье, поэтому требования администрации г. Оренбурга удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований администрации г.Оренбурга к Шклярову А.Е. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Маслова Л.А.

В окончательной форме решение составлено 23.10.2017 года.

Судья: Маслова Л.А.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн