Дело № 2-7724/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2017 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Кадыровой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романовой Татьяны Алексеевны к Будаевой Валентины Степановны о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Романова Т.А. обратилась в Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском к Будаевой В.С. о признании утратившим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, в обоснование указав, что ей принадлежит на праве собственности 1/3 доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Уфа, <адрес>. Еще две трети квартиры принадлежат ее сыновьям ФИО2 и ФИО3 по 1/3 у каждого соответственно. Указанную квартиру приобрела ДД.ММ.ГГГГ путём заключения договора купли-продажи квартиры, номер государственной регистрации: №. Продавцами по данной сделке выступили Куприна Мария Владимировна и ФИО5, 2000 года рождения, действующая с согласия матери Куприной Марии Владимировны. На момент совершении сделки в указанной квартире были зарегистрированы продавцы: Куприна Мария Владимировна, ФИО6 и третье лицо Будаева Валентина Степановна (мать Куприной Марии Владимировны). Пунктом 6 договора купли-продажи предусмотрено: "Продавцы гарантируют, что Будаева Валентина Степановна снимется с регистрационного учета и освободит квартиру от личных вещей в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента подписания настоящего договора". В указанный срок продавцы и Будаева Валентина Степановна освободили указанную квартиру, однако до настоящего времени Будаева Валентина Степановна не снялась с регистрационного учета по адресу: г. Уфа, <адрес>. Фактически ответчик проживает по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Истец просит суд признать Будаеву Валентину Степановну утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>.
Снять Будаеву Валентину Степановну с регистрационного учета по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>.
В судебном заседании истец Романова Т.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Привлеченная в качестве третьего лица ПарашевинаТ.В. в ходе судебного разбирательства иск поддержала, суду пояснив, что является владельцем ? части жилого дома по адресу <адрес>.<адрес>, ответчиков по иску не знает и никогда не видела, по указанному адресу они не проживают и при каких обстоятельствах зарегистрировались не знает.
Ответчик Будаева В.С. надлежаще извещенный о дне слушания дела в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, документов либо возражений по спору не представили.
Третье лицо Куприна М.В. в судебном заседании с иском согласилась, суду пояснив, что ответчик Будаева В.С. является ей матерью, проживает по адресу: г. Уфа, <адрес>, является инвалидом, парализована, самостоятельно передвигаться не может, в судебное заседание явиться не может, снять ее с регистрационного учета по прежнему месту жительства без судебного решения не представляется возможным, поскольку доверенность на ее имя не оформлена, сама она не может осуществлять свои права в виду инвалидности.
Суд, исследовав доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению и исходит из следующего.
Как следует из положений статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, другого федерального закона.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 29 июля 2004 г., каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, а также его жилища. В Постановлении Европейского суда по правам человека от 29 июля 2004 г. по делу Блечич против Хорватии указано, что квартира, занимаемая гражданином на основании договора найма, может рассматриваться как "жилище" для целей применения статьи 8 Конвенции в случае, если человек не намеревался бросать квартиру. При таких обстоятельствах прекращение права гражданина на пользование жилым помещением будет являться вмешательством в осуществление его права, предусмотренного Статьей 8 Конвенции и должно быть соответствующим образом мотивировано и основано на достаточной совокупности доказательств.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статьи 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 2 статьи 292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользованием жилым помещением членами семьи прежнего собственника.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности помещением. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу части 1 статьи 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им.) Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Частью 2 статьи 35 ЖК РФ, предусмотрены основания выселения из жилого помещения.
Судом установлено, что Романова Т.А. принадлежит на праве собственности 1/3 доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Уфа, <адрес>, остальные две трети в праве на квартиру принадлежат ее сыновьям ФИО2 и ФИО3 по 1/3 у каждого соответственно.
Указанную квартиру истец приобрела 21.07.2017 г. путём заключения договора купли-продажи квартиры, номер государственной регистрации: №. Продавцами по данной сделке выступили Куприна Мария Владимировна и ФИО5, 2000 года рождения, действующая с согласия матери Куприной Марии Владимировны.
На момент совершении сделки в указанной квартире были зарегистрированы продавцы: Куприна Мария Владимировна, ФИО6 и третье лицо Будаева Валентина Степановна (мать Куприной Марии Владимировны).
Пунктом 6 договора купли-продажи предусмотрено: "Продавцы гарантируют, что Будаева Валентина Степановна снимется с регистрационного учета и освободит квартиру от личных вещей в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента подписания настоящего договора".
В указанный срок продавцы и Будаева Валентина Степановна освободили указанную квартиру, однако до настоящего времени Будаева Валентина Степановна не снялась с регистрационного учета по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Фактически ответчик проживает по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Таким образом, истец помимо оформления права собственности на указанную квартиру, фактически получил в собственность жилое помещение и несет бремя содержания указанного жилого помещения
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ, статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что регистрация ответчика в указанной квартире существенным образом ограничивает право истца по владению, пользованию, распоряжению спорной квартирой, поскольку такое право в силу указаний закона принадлежит собственнику жилого помещения, членам его семьи и другим лицам в соответствии с положениями части 2 статьи 30 ЖК РФ.
Ответчик членом семьи истца не является и в качестве члена семьи не вселен, никаких прав на вышеуказанное жилое помещение не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Романовой Татьяны Алексеевны к Будаевой Валентины Степановны о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Будаеву Валентину Степановну утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Снять Будаеву Валентину Степановну с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение принято в окончательной форме 12.10.2017.