Дело № 2-2289/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 25 октября 2017 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Чукановой Л.М.
при секретаре Антонюк В.С.
с участием старшего помощника прокурора Стахиева А.Н.
представителя истца Пестовой Л.Н.
ответчика Туркова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Оренбурга к Турковой Т.Ф., Туркову А.Н., Туркову М.А. и Шумовой И.А. о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с иском к ответчикам об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём предоставления другого жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учёта, указав, что Турковы являются собственниками жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес> Вместе с ответчиками проживает член их семьи Шумова И.А. Заключением межведомственной комиссии от 10.11.2011 г. № 271 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> г. Оренбурга включен в данную программу.
ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе дома в разумный срок. В связи с тем, что ответчики снос дома не осуществили, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1817-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчикам уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> и каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчикам;
- ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся доме <адрес> г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчики предупреждены об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения ответчиками проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчики, заключив указанное соглашение, будут препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на данный момент не исполняются. Просили:
- изъять для муниципальных нужд у Турковой Т.Ф., Туркова А.Н. и Туркова М.А. жилое помещение по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- предоставить в собственность Турковой Т.Ф., Туркову А.Н. и Туркова М.А. жилое помещение общей площадью <данные изъяты> по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- выселить Турковых и члена их семьи Шумову И.А. из жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес> и снять их с регистрационного учёта по данному адресу.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил:
- прекратить право собственности Турковой Т.Ф. на 1/3 долю, Туркова А.Н. на 1/3 долю и Туркова М.А.на 1/3 долю жилого помещения по адресу: г. Оренбург<адрес>
- признать за муниципальным образование «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- признать право собственности Турковой Т.Ф. на 1/3 долю, Туркова А.Н. на 1/3 долю и Туркова М.А.на 1/3 долю жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>;
- выселить Турковых и члена их семьи Шумову И.А. из жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес> и снять их с регистрационного учёта по данному адресу.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, уточнённые исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Турков А.Н. исковые требования администрации г. Оренбурга признал.
Ответчики Туркова Т.Ф., Турков М.А. и Шумова И.А., извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика Туркова А.Н., заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., полагавшего, что требования администрации г. Оренбурга в части выселения и снятия с регистрационного учёта являются обоснованными и подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Судом установлено, что Туркова Т.Ф., Турков А.Н. и Турков М.А. являются собственниками по 1/3 доли каждый жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ
Из заключения межведомственной комиссии № 271 от 10.11.2011 г. усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. В данном заключении указано, что состояние фундамента и стен признано недопустимым, состояние перекрытий и кровли признано ограниченно работоспособным.
Указанное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012 г., расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017 годы.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории г. Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путём привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п.3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> г. Оренбурга включен в данную программу.
ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилого помещения было направлено требование о сносе дома в разумный срок. Поскольку ответчики снос дома не осуществили, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1817-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчикам уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчики уведомлены о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> и каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчикам;
- ответчики выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся доме <адрес> г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчики предупреждены об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения ответчиками проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчики, заключив указанное соглашение, будут препятствовать его исполнению.
Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что собственники жилого помещения Турковы выбрали способ обеспечения жилищных прав сторон в виде предоставления в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения, указанного в п. 2 соглашения, после ввода его в эксплуатацию и государственной регистрации на него права собственности МО г. Оренбург.
Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ между Управлением строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга (Заказчик) и ООО «Уральская инвестиционная компания» (Подрядчик), предметом которого является строительство 10-этажного жилого дома по <адрес> в г. Оренбурге.
18.07.2017 г. Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга выдано разрешение на ввод указанного жилого дома в эксплуатацию, и на основании распоряжения от 20.07.2017 г. № 2850-р дому присвоен адрес – г. Оренбург, <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН от 23.08.2017 г. <адрес> в г. Оренбурге имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на 7-ом этаже, имеет назначение жилое, кадастровый номер №
Таким образом, при предоставлении ответчикам квартиры муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счёт средств граждан, а за счёт бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Так, в п.4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счёт средств Фонда, а за счёт бюджета соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.
Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учётом их разумных потребностей.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьёй 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения жилищных прав ответчиками был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчики иск признали, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, на дату вынесения решения суда не выселились из аварийного жилого помещения, требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Администрации города Оренбурга удовлетворить.
Прекратить право собственности Турковой Т.Ф. на 1/3 долю, Туркова А.Н. на 1/3 долю и Туркова М.А. на 1/3 долю жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес>.
Признать за муниципальным образование «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>
Признать право собственности Турковой Т.Ф. на 1/3 долю, Туркова А.Н. на 1/3 долю и Туркова М.А. на 1/3 долю жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>
Выселить Туркову Т.Ф., Туркова А.Н. Туркова М.А. и Шумову И.А. из жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия Турковой Т.Ф., Туркова А.Н. Туркова М.А. и Шумовой И.А. с регистрационного учёта по адресу: г. Оренбург, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья - Л.М. Чуканова