Дело № 2-2224/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 19 октября 2017 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Чукановой Л.М.
при секретаре Антонюк В.С.
с участием старшего помощника прокурора Стахиева А.Н.
представителя истца Пестовой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Оренбурга к Андреевой Л.В. о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд г. Оренбурга с иском к Андреевой Л.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путём предоставления другого жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учёта, указав, что ответчик является собственником жилого помещения общей площадью 23,5 кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес> Заключением межведомственной комиссии от 10.11.2011 г. № 236 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом № 3 по ул. Нагорная г. Оренбурга включен в данную программу.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о сносе дома в разумный срок. В связи с тем, что ответчик снос дома не осуществил, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1741-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчик уведомлён о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> и каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;
- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ему в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения общей проектной площадью не менее 29,13 кв.м., расположенного в строящемся доме <адрес> г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчик предупреждён об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на данный момент не исполняются. Просили:
- изъять для муниципальных нужд у Андреевой Л.В. жилое помещение по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- предоставить в собственность Андреевой Л.В. жилое помещение общей площадью 29,13 кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- выселить Андрееву Л.В. из жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес> и снять её с регистрационного учёта по данному адресу.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил:
- прекратить право собственности Андреевой Л.В. на жилое помещение по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- признать за муниципальным образование «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью 23,5 кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- признать право собственности Андреевой Л.В. на жилое помещение общей площадью 29,10 кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>
- выселить Андрееву Л.В. из жилого помещения по адресу: г. Оренбург<адрес> и снять её с регистрационного учёта по данному адресу.
В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, уточнённые исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Андреева Л.В., извещённая надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. На предварительном судебном заседании пояснила, что в аварийном жилом помещении никто не проживает и не зарегистрирован. Ею зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: г. Оренбург, <адрес>, получены ключи от неё.
Выслушав пояснения представителя истца, заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., полагавшего, что требования администрации являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку ответчик выселилась из аварийного жилого помещения, зарегистрировала право собственности на предложенную взамен аварийной квартиру, в связи с чем спора между сторонами нет, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Андреева Л.В. являлась собственником жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Из заключения межведомственной комиссии № 236 от 10.11.2011 г. усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> литер <данные изъяты> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. В данном заключении указано, что состояние перекрытий и кровли признано недопустимым, состояние стен и фундамента признано ограниченно работоспособным.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012 г., расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017 годы.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории г. Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путём привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п.3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> г. Оренбурга включен в данную программу.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о сносе дома в разумный срок. Поскольку ответчик снос дома не осуществила, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1741-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
- ответчик уведомлён о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> и каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;
- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления им в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения общей проектной площадью не менее 29,13 кв.м., расположенного в строящемся доме <адрес> г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
- ответчик предупреждён об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3-х месяцев с момента получения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга выдано разрешение на ввод жилого дома <адрес> г. Оренбурга в эксплуатацию, и на основании распоряжения от 13.07.2017 г. № 2798-р дому присвоен адрес – г. Оренбург, <адрес>
Из пояснений ответчика следует, что в аварийном жилом помещении никто не проживает и не зарегистрирован, она зарегистрировала право собственности на квартиру по адресу: г. Оренбург, <адрес>, получила ключи от данной квартиры. Доказательств обратного истец суду не представил.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьёй 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения жилищных прав собственником Андреевой Л.В. был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, она имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, на дату вынесения решения суда ответчик выселилась из аварийного жилого помещения и снялась с регистрационного учёта, зарегистрировала за собой право собственности на предоставленное жильё в установленном законом порядке, требования администрации г. Оренбурга являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Администрации города Оренбурга к Андреевой Л.В. о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья - Л.М. Чуканова