Дело № 2-3244/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 23 августа 2017 года
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Баевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.О.А. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что проживает по адресу: <адрес>, вместе с семьями ее дочерей: З.И.И. (дочь), З.С.А. (зять), внуками – З.А.С., З.К.С., З.С.С.; М.С.И. (дочь), внуками – М.О.А., М.М.А., М.В.А.
Истец страдает хроническим заболеванием, в связи с чем, имеет право получение жилого помещения во внеочередном порядке, а также право на дополнительную площадь.
Указывает, что с возрастом ее болезнь прогрессирует, возникают частые головные боли, в связи с чем, истцу необходимы тишина и покой, однако, поскольку совместно с ней проживают дети, в квартире постоянно шумно и беспокойно.
С 1996 года истец стоит на очереди по предоставлению дополнительного жилья, однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
<адрес>, в котором проживает истец, признан аварийным. Истец обращалась в прокуратуру по вопросу расселения указанного дома, в результате чего, ей необходимо было в срочном порядке предоставить документы в Администрацию ЦАО г. Омска, однако, до сих пор не может получить ответа об ее очередности.
С учетом изложенного, просит обязать Департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить ей отдельное благоустроенное жилое помещение на территории г. Омска во внеочередном порядке (л.д.3).
Истец в судебном заседании исковые требования уточнила по основаниям, изложенным в иске, просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, с учетом права на дополнительную площадь. Дополнительно указала, что правом на получение социальных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 №-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» до настоящего времени не воспользовалась. С учетом изложенного, просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска П.Я.О., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании не оспаривала наличие у истца права на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную площадь, однако, указала, что удовлетворение заявленных требований будет нарушать права иных лиц, состоящий в очереди ранее истца. Кроме того, указала, что семья истца малоимущей не признавалась, поскольку М.О.А. была принята на учет в 1996 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ. С учетом изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 ст. 40).
Судебным разбирательством установлено, что М.О.А. на основании постановления главы Администрации Ленинского района г. Омска от 15.08.1996 № была включена в список очередности для улучшения жилищных условий на получение муниципальной жилой площади составом семьи 5 человек, по категории многодетная мать, страдающая заболеванием, входящим в перечень заболеваний, предусмотренных приказом № Минздрава СССР (л.д.66-68).
Из справки Омского областного диспансера № от 07.06.1996 следует, что М.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, по состоянию здоровья имеет право первоочередного получения жилой площади и дополнительно 10 кв.м. или отдельную комнату (л.д.70).
Согласно копии лицевого счета квартиросъемщика от 20.06.1996 М.О.А. постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы М.И.Е. (муж), М.Е.И. (сын), М.И.И. (дочь), М.С.И. (дочь) (л.д.71).
Согласно техническому паспорту, квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 57,2 кв.м. состоит из трех комнат площадью 40,2 кв.м. (л.д.61-62).
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 17.03.2017 № из учетных данных о составе семьи М.О.А., состоящей на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, исключены бывший муж – М.И.Е., сын – М.Е.И., находящийся в розыске. Составом семьи считать 3 человека (она, две дочери) (л.д.44).
Согласно справке ВК № от 15.03.2017, М.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию здоровья страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № (л.д.30).
На основании вышеуказанной справки М.О.А. включена во внеочередной список на получение жилого помещения (л.д.28).
Согласно адресным справкам отдела адресно-справочной работы УФМС России по Омской области совместно с М.О.А. в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: М.С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.39), З.И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З.С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.41-43).
Также из материалов дела следует, что М.С.И. является матерью М.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9), М.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11), которые также проживают по вышеуказанному адресу вместе с матерью.
Судом установлено, что <адрес> не пригоден к эксплуатации с дальнейшим проживанием, аварийный и подлежит сносу.
Согласно справке МСЭ-2001 № М.О.А. является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д.5).
По сведениям психиатрического диспансерного отделения для взрослого населения БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» М.О.А. находится под наблюдением врача-психиатра. Имеющееся заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № при котором пациент имеет право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № (л.д.79).
Из письма департамента жилищной политики Администрации г. Омска (л.д.25-26) следует, что М.О.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном образовании городской округ – г. Омск, Омской области с 15.08.1996 составом семьи 3 человека (она, дочь - З.И.И., дочь – М.С.И.). В списке граждан, состоящих на учете номер очереди М.О.А. – 6929. Решением комиссии по жилищным вопросам департамента от 24.03.2017 М.О.А. была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на предоставление помещения по договору социального найма вне очереди. Учитывая, что М.О.А. включена во внеочередной список в 2017 году, номер ее очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди будет известен после формирования списков граждан, состоящих на учете, на 2018 год.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Во исполнение предписания данной нормы Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится М.О.А., которая страдает хроническим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В этой связи требование М.О.А. о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма не противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Имеются основания для удовлетворения исковых требований в части обеспечения жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке М.О.А.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь (п. 6).
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м (пункт 1).
Как отмечено выше, М.О.А. имеет право на дополнительную площадь, что подтверждено соответствующими документами.
С учетом изложенного суд считает, что М.О.А. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, находящееся в черте населенного пункта г. Омск с учетом права на дополнительную площадь.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации г. Омска ввиду следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» до 01.01.2005 инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерацией и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
Как следует из части второй статьи 17 названого закона, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона, которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Омской области «О социальной защите инвалидов в Омской области» инвалидам предоставляется государственная поддержка в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья на территории Омской области в порядке, определяемом Губернатором Омской области. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, определяемом Правительством Омской области.
Такой порядок, в свою очередь утвержден постановлением Правительства Омской области № 99-п от 26.07.2006.
В силу п. 3 ст. 7 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Как следует из названных выше положений закона, федеральное законодательство и действующие законодательство Омской области предусматривает лишь порядок обеспечения жильем лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди органом местного самоуправления.
Таким образом, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует лицам данной категории требовать предоставления жилого помещения на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Следовательно, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, после указанной даты это право сохраняется. На указанных граждан не распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
Из материалов дела следует, что М.О.А. встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до введения в действие Жилищного кодекса РФ, тем самым не подлежит проверке на предмет ее малоимущности.
Кроме того, истец имеет право на получение социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 №-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», однако, с заявлением о предоставлении ей такой выплаты не обращалась, следовательно не реализовала свое право, предусмотренное указанным постановлением.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено наличие у Администрации г. Омска обязанности по предоставлению М.О.А. жилого помещения во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную площадь, а также наличие нереализованного права на получение жилого помещения, жилое помещение органами местного самоуправления истцу не предоставлено, то требования об обязании ответчика предоставить М.О.А. жилое помещение с учетом права на дополнительную площадь, законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Администрацию города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации г. Омска предоставить М.О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке, находящееся в черте населенного пункта город Омск, с учетом права на дополнительную площадь.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Балова
Решение в окончательной форме принято 28.08.2017