№ 2-1708/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2017 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
с участием:
представителя процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г.,
материального истца Алиевой Р.В.,
при секретаре Дубовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах Алиевой Р.В., к администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах Алиевой Р.В., обратился в суд с иском к администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью 50 кв.м., состоящего не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование иска указано, Алиева Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании представитель процессуального истца и материальный истец Алиева Р.В. исковые требования поддержали.
Ответчик администрация Города Томска, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил. В отзыве на иск отражено, что предоставление жилого помещения в данном случае относится к полномочиям органов государственной власти Томской области, подлежит финансированию за счет средств Томской области, жилое помещение должно предоставляться из жилищного фонда Томской области, поэтому администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком. Отметил, что в настоящем случае отсутствует необходимое условие предоставления жилого помещения, а именно, проживание в жилом помещении нескольких семей, наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством перечень тяжелых форм хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что не представлено доказательств об отсутствии у истца и членов ее семьи иных жилых помещений.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Томской области, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. В отзыве на иск указано, что предоставление жилого помещения в данном случае входит в полномочия органа местного самоуправления.
Заслушав пояснения участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.
Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1).
Согласно ч. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением жилищной комиссии ... администрации ... г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ мать Алиевой Р.В. - А. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в льготный список семей, имеющих на иждивении ребенка- инвалида (Алиеву Р.В.) на основании ... «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области», утверждённых решением Томского облисполкома от 26.02.1985 №59.
Решением жилищной комиссии при администрации ... г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ льготная очередь инвалидов от общего заболевания была переведена с А. на имя Алиевой Р.В. в связи с достижением совершеннолетия.
Распоряжением главы администрации ... г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ Алиева Р.В. дополнительно включена в отдельный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 4 Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 08.06.2005 №91-ОЗ.
Распоряжением главы администрации ... г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Алиева Р.В., с составом семьи: А. (...) и А. (...), признаны малоимущими гражданами.
В соответствии с ... Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении, утв. Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006, к данным заболеваниям отнесено заболевание Алиевой Р.В., что подтверждено врачебной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ОГБУЗ «...».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Заболевание Алиевой Р.В. также входит в перечень, согласно которого она имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004, что подтверждено врачебной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ОГБУЗ «...».
Таким образом, характер заболевания Алиевой Р.В. предусматривает право на получение льгот в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 и Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.
Как следует из материалов дела, Алиева Р.В. проживает по с А. (...) и А. (...).
Иного жилья Алиева Р.В. на праве собственности не имеет, что подтверждается сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 01.06.2017 №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.06.2017 №, от 05.06.2017 №.
Согласно ответу администрации ... г. Томска № от 27.04.2017 на 2017 год учетный номер Алиевой Р.В. в общем списке учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, - №, в льготном списке инвалидов от общего заболевания, - №, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хроническими заболеваний, - №.
При таких обстоятельствах суд считает требование истца о возложении на администрацию г. Томска обязанности предоставить Алиевой Р.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение обоснованным.
При определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Алиевой Р.В., суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» правом на дополнительную площадь обладают лица, страдающие психическими заболеваниями, требующими обязательного диспансерного наблюдения.
Из п.1 и п.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п.2 решения Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», вступившего в законную силу и подлежащего применению с 11.02.2016, установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.
При таких обстоятельствах, суд при определении общей площади предоставляемого Алиевой Р.В. жилого помещения исходит из нормы предоставления 25 кв.м, а также права Алиевой Р.В. на дополнительную жилую площадь, т.е. не менее 50 кв.м.
Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ на орган местного самоуправления, то есть на администрацию города Томска.
В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно абзацу 10 части 1 статьи 2, пункту 6 части 1 статьи 14, пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131 - ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14, части 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1563-О-О, согласно которой содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ условие о предоставлении отдельной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу статьи 39 Устава города Томска обязанность по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда возложена на Администрацию г. Томска.
Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена и на основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ на орган местного самоуправления, то есть на администрацию Города Томска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.
Обязать администрацию Города Томска предоставить Алиевой Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: