№ 23 июня 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Черепановой С.Н.
С участием прокурора Леонтьевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Мастерова Александра Леонидовича к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма
УСТАНОВИЛ:
Мастеров А.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Родители Мастерова А.Л.- ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ., мама- ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления администрации Каракулинского района Удмуртской республики от ДД.ММ.ГГГГ. Мастеров А.Л. был передан под опеку Кибардиной З.С., зарегистрирован по месту жительства опекуна в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ.Мастеров А.Л. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях во внеочередной список.
Мастеров А.Л. зарегистрирован в <адрес> в доме тети Кибардиной З.С. Фактическое проживание в г.Перми.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с заявлением в защиту жилищных прав Мастерова А.Л. с требованием о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма площадью не менее 33 кв.м. на территории муниципального образования по месту жительства. С учетом заявленных требований обязанность по предоставлению жилья просит возложить на Правительство Пермского края. В качестве ответчиков указаны также Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивала.
Мастеров А.Л. требования прокурора поддержал. Суду пояснил об отсутствии у него своего жилья, проживает в квартире жены, собственниками которой являются ее бабушка и дедушка. Настаивает на предоставлении жилья в Краснокамском районе. Представитель Правительства Пермского края просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края.
Полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории, т.е. на территории всего Пермского края. А потому у соистца появляется право выбора жилого помещения в ином муниципальном образовании Пермского края.
Представитель Министерства социального развития Пермского края поддерживает отзыв Правительства Пермского края, просит о рассмотрении дела без представителя.
В соответствии с п.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. Поскольку предоставление жилья осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения о включении таких лиц в список, Мастеров А.Л. признан нуждающимся решением ТУ МСР, то ее права не нарушены. А предоставление жилья без учета очередности является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Представитель Министерства строительства и ЖКХ Пермского края просил о рассмотрении дела без представителя.
С 01.03.2015г. функции управления специализированным жилищным фондом возложены на ГКУ Пермского края « Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края».
Представитель Управления просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, мнения по иску в ходатайстве не изложено.
Представитель ТУ МСР по Краснокамскому и Нытвенскому МР в суд не явился.
Суд считает, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 02.07.2014 N 350-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Закона условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Суд установил, что Мастеров А.Л. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 летнего возраста.
Его родители: ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец- ФИО6- умер ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления администрации <адрес> Удмуртской республики № от ДД.ММ.ГГГГ. Мастеров А.Л. был передан под опеку Кибардиной З.С., зарегистрирован по месту жительства опекуна- <адрес> ( квартира площадью <данные изъяты> кв.м.).
Согласно сообщений органов Росреестра, ЦТИ на территории Пермского края за Мастеровым А.Л. не числится жилых помещений на праве собственности.
Решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ. истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями./ л.д.16-17/. На момент рассмотрения дела данное решение не оспорено.
Судом также установлено, что после смерти родителей Мастерова А.Л. к нему перешло право собственности в порядке наследования на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом в <адрес> Площадь жилого дома <данные изъяты>.м.
Поскольку ? доля в праве собственности составляет <данные изъяты> кв.м.- данный размер не достаточен для признания соистца обеспеченным жилой площадью.
Из пояснений Мастерова А.Л. также следует, что о праве собственности на дом он не знал, к тому же ему известно, что в доме был пожар. В <адрес> проживает его младший брат, который также имеет статус сироты.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела Мастеров А.Л. зарегистрировал брак ДД.ММ.ГГГГ., проживает в квартире жены и ее бабушки и дедушки. За ним право постоянного пользования жилым помещением в квартире жены не признано, согласия на регистрацию постоянного места жительства от собственника не получено.
Фактическим местом жительства является Краснокамский район. Жилое помещение, в котором соистец имеет регистрацию места жительства принадлежит Кибардиной З.С. ( ранее была назначена опекуном / л.д.12/).
С учетом изложенного, следует признать, что Мастеров А.Л. на момент рассмотрения дела является нуждающимся в жилом помещении, достиг 18 летнего возраста, но жильем не обеспечен.
А потому имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении соистцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя Правительства Пермского края о том, что законодательством предоставление жилья детям-сиротам предусмотрено на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района, суд находит не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п), свидетельствует, в том числе, о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Вышеприведенные требования свидетельствуют о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по месту их жительства, и лишь с согласия гражданина - в другом муниципальном образовании, ближайшем к месту жительства.
Согласно ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 23 Устава Пермского края обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края, как орган исполнительной власти Пермского края, а потому ни ТУ МСР, ни Министерство социального развития ответчиками по делу не являются.
Поскольку в настоящее время местом жительства Мастерова А.Л..является муниципальное образование - Краснокамский район, то предоставление жилья должно быть в границах этого района Пермского края. На предоставлении эжилья в Краснокамском районе просит и сам соистец. Учитывая, что предоставление жилья в другом районе возможно по согласию лица, пользующегося правом на предоставление жилья по договору специализированного найма, то в порядке исполнения возможно решение вопроса о предоставлении жилья в ином районе.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Правительство Пермского края предоставить Мастерову Александру Леонидовичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в границах муниципального образования ( Краснокамский район) либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
Министерство социального развития Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам исключить из числа ответчиков.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.М. Теплоухова.