Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2017 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - Кочеткова Д.И.,
при секретаре - Ли А.Р.,
с участием истца - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, третье лицо – министерство финансов <адрес>, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в <адрес>, обосновывая свои требования тем, что он является инвалидом с детства, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 №.
Он обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, по категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Согласно решению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи один человек.
Истец указывает, что в соответствии с Постановлением РФ от ДД.ММ.ГГГГ № его заболевание – F 07.02 создает невозможность совместного проживания граждан в одной квартире, что подтверждается заключением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Он проживает вместе с матерью, что подтверждается справкой с места жительства.
С учетом изложенного, ФИО1 обратился в суд с иском и просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма, а именно, в <адрес>, не менее 30 кв.м. общей площади составом семьи один человек.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности – ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Закон обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 17 которого предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Наличие заболевания, подпадающего под установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является инвалидом с детства, группа инвалидности – вторая, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № (л.д.12).
ФИО1 обратился с Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, по категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Согласно решению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи один человек.
В соответствии с п.8 ч. 1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются однократно признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Приведенные нормы направлены на защиту интересов указанных в них граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Положения ст. 57 ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из положений п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует сделать вывод о необходимости наличия для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений данной нормы одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Как усматривается из заключения врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), ФИО1 страдает заболеванием №., что создает невозможность совместного проживания граждан в одной квартире.
Согласно справке № (л.д.15), в жилом помещении – в коммунальной <адрес> общей площадью 14,8 кв.м., проживают 2 человека – ФИО4, 1965 г.р., и сын – ФИО1 – 1983 г.р.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
исковые требования ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> - удовлетворить.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в <адрес> не менее 30 кв.м. общей площади, составом семьи из одного человека.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья