8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди № 2-2614/2017 ~ М-1966/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Безденежной И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Мукашевой Н.Э. к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Мукашева Н.Э. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Просит суд обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить ей жилое помещение по договору найма вне очереди в соответствии с требованиями действующего законодательства, на состав семьи <данные изъяты> (сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения).

В обоснование исковых требований указав, что она является инвалидом второй группы, страдает хроническим психическим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, в Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2014 г № 817, что является основанием для получения жилья вне очереди. На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № истица с составом семьи <данные изъяты> (сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения), принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Согласно решения Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Мэрию г.о. Тольятти принять истицу с составом семьи <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. В настоящее время истица с сыном проживает и зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Истица является долевым собственником данной квартиры (<данные изъяты> доли). В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако до настоящего времени истица не обеспечена жилым помещением.

В судебном заседании представитель истца Хорищенко В.И., действующий по доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным доводам. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. Представили письменные возражения на иск, где просят в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Мукашева Н.Э. с составом семьи <данные изъяты> принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Мукашева Н.Э. признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма с составом семьи <данные изъяты>, на основании п. 4 ст. 51 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 28.2 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов РФ и осуществляются на счет средств субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом для осуществления данных полномочий. Согласно п. 6 ст. 26.3 данного закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, в том числе полномочием по обеспечению лиц-инвалидов, указанных в перечне, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. Наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ в соответствии с ч. 6 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ осуществляется законами субъектов РФ. Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, вставших на учет после 01 января 2005 г. и финансовые ресурсы на сегодняшний день Администрации г.о. Тольятти не переданы. В связи с чем, считают, что Администрация г.о. Тольятти не может являться надлежащим ответчиком по делу. Считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права других лиц, внесенных в список на улучшение жилищных условий, ранее Мукашевой Н.Э.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

В соответствии со ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлено, что Мукашева Н.Э. является инвалидом второй группы, страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, и имеет право на дополнительную жилую площадь в силу Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817, что подтверждается справкой врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ № об инвалидности (л.д. 4) и не оспорено сторонами.

На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Мукашева Н.Э. с составом семьи <данные изъяты> человека (сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения), принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал мэрию г.о. Тольятти принять Мукашеву Н.Э., с составом семьи <данные изъяты> (сын ФИО2, <данные изъяты> рождения), на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Из представленной выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним видно, что истица и ее сын ФИО2 проживают и зарегистрированы в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, принадлежащей Мукашевой Н.Э. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/5).

Всего в указанном жилом помещении зарегистрировано 8 человек (родители истицы, братья и сестра).

В силу ст. 57 ЖК РФ Мукашева Н.Э., как имеющая хроническое заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 имеет право на внеочередное получение жилья.

Данное право ответчиком не оспаривается. Однако из письменных возражений следует, что Администрация г.о. Тольятти не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Обеспеченность жилыми помещениями данной категории граждан осуществляется исключительно за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов РФ.

Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание по следующим основаниям:

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях ».

Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:

граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно: а) инвалиды;

б) семьи, имеющие детей-инвалидов.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК РФ.

Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД (ред. от 21 июня 2013 года с изм. от 04 декабря 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на:

финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета;

материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий;

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны:

самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных полномочий в пределах, выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Самарской области

представлять в министерство строительства Самарской области документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.

Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Законом возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных им полномочий.

При этом, в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство строительства Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством строительства Самарской области.

Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерство строительства Самарской области для получения из областного бюджета соответствующих субвенций.

Таким образом, Администрация г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство строительства Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Мукашева Н.Э. принята органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Право Мукашевой Н.Э. на получение жилого помещения во внеочередном порядке не оспаривается ответчиком и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе от недостаточности финансирования, от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Администрацию городского округа Тольятти.

Доводы ответчика о том, что жилые помещения в соответствии с действующим законодательством предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и в случае удовлетворения исковых требований будут существенно ущемлены права иных лиц, внесенных в Список ранее, не могут быть приняты во внимание, так как положения ЖК РФ и иных федеральных законов не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного кодекса перечне.

Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом относится истица. Малолетний сын истицы таким правом не обладает, в связи с чем, предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма на состав семьи истицы, состоящей из двух человек, противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Таким образом, только Мукашева Н.Э. вправе претендовать на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в перечень.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Мукашевой Н.Э. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи один человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ данное жилое помещение должно быть предоставлено Мукашевой Н.Э. с учетом имеющегося в ее собственности жилья.

Руководствуясь ст.ст. 12, 192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Мукашевой Н.Э. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Мукашевой Н.Э. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности Мукашевой Н.Э. <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн