8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма № 2-7546/2017 ~ М-7471/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №2-7546/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2017 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Череваткина Е.Н.,

при секретаре Сениной Е.В.,

при участии помощника прокурора Кировского района г. Саратова – Коршунова А.Р.,

истца - Афанасьевой М.И.,

представителя Администрации МО «город Саратов» - Степановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в интересах Афанасьевой М.М. к Администрации Кировского района г. Саратова, Администрации МО «город Саратов», третьи лица – комитет по управлению имуществом Администрации МО «город Саратов», Афанасьев В.Ю., Юматова А.А., Афанасьев И.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Кировского района г. Саратова в интересах Афанасьевой М.М. обратился в суд с иском к Администрации Кировского района г. Саратова, Администрации МО «город Саратов», третьи лица – комитет по управлению имуществом Администрации МО «город Саратов», Афанасьев В.Ю., Юматова А.А., Афанасьев И.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Кировского района г. Саратова по обращению Афанасьевой М.М. проведена проверка по факту нарушения их жилищных прав администрацией муниципального образования «Город Саратов». В ходе проведенной проверки установлено, что Афанасьева М.М. совместно со своей семьей на условиях социального найма проживает в квартире общей площадью 22,3 кв.м.‚ расположенной по адресу: <адрес>. Согласно справке из ООО УК «Авангард» в указанной квартире зарегистрированы: Афанасьева М.М., Афанасьев В.Ю.‚ Юматова А.А.‚ Афанасьев И.В. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования «Город Саратов». Наниматель Афанасьева М.М. и члены ее семьи проживают в указанной квартире на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно п. 1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Не 74 (лит. Б)» указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, помещение, в котором проживает Афанасьева М.М. и члены ее семьи, представляет опасность для жизни и здоровья человека. В п. 2 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. Б)» собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (лит. Б), предписано произвести отселение из занимаемых помещений в течении трех месяцев со дня издания распоряжения.

Кроме того, в п. 3 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Не 74 (лит. Б)» установлено, что администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес> (лит. Б) по <адрес>, на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых.

Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания Афанасьевой М.М. и членам ее семьи не предоставлено.

Кроме того, согласно информации администрации Кировского района МО «Город Саратов», Афанасьева М.М., проживающая по адресу: <адрес>, состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Кировского района с 19.10.2004г.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Афанасьева М.М. является членом малоимущей семьи.

Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания Афанасьевой М.М. и членам ее семьи не представлено.

По данному факту прокуратурой района в адрес главы муниципального образования внесено обобщенное представление об устранении нарушений действующего жилищного законодательства, рассмотрев которое администрация нарушения закона до настоящего времени не устранила.

С учетом уточнений исковых требований помощник прокурора Кировского района г. Саратова Коршунов А.Р. просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» и администрацию Кировского района МО «Город Саратов» предоставить вне очереди по договору социального найма Афанасьевой М.М. на семью из четырех человек (Афанасьева М.М., Афанасьев В.Ю., Юматова А.А., Афанасьев И.В.) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 22,3 кв.м., состоящее не менее чем из 2 комнат, находящееся в черте города Саратова.

Помощник прокурора Кировского района г. Саратова Коршунов А.Р., Афанасьева М.М. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель Администрации МО «город Саратов» Степанова А.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. Только в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Только в случае не выполнения собственниками жилых помещений указанных мероприятий в установленные распоряжением сроки, вступает в действие механизм изъятия земельного участка в соответствии со ст. 32 ЖК РФ со всеми предусмотренными законом процедурами (принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, регистрация данного решения, уведомление собственников и т.д.). Аналогичное положение также закреплено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 М 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», а именно: в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленные им сроки не осуществили снос дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен данный дом, для муниципальных нужд, и соответственно об изъятии жилых помещений путем выкупа, за исключением муниципальных жилых помещений. При этом законодательством не предусмотрены какие-либо сроки по принятию уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка в порядке ст. 32 ЖК РФ. Верховным судом РФ утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым правильной признана практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 К9185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Отселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 М 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» в соответствии с ведомственными целевыми программами.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 1347 от 08.07.2013 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан г. Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013- 2017 годах», в рамках которой будет произведено обеспечение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде г. Саратова, жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Жилой дом №; № по <адрес> не включен в перечень аварийных многоквартирных домов г. Саратова, подлежащих расселению в рамках ведомственной целевой программы. Таким образом, в соответствии с действующим жилищным законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома. На основании изложенного, считаем, что требование истца о предоставлении жилого помещения является необоснованным, противоречит положениям норм Жилищного Кодекса РФ

Представитель Администрации Кировского района г. Саратова, о времени и месте судебного заседания извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, ранее представил возражения на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признал, полагал, что исковые требования предъявлены к Администрации Кировского района г. Саратова необоснованно и незаконно. (Л.д. 51-52).

Третьи лица – комитет по управлению имуществом, Афанасьев В.Ю., Юматова А.А., Афанасьев И.В. извещены о дате и времени судебного заседания, причины неявки суду неизвестны.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав позицию помощника прокурора Кировского района г. Саратова, истца, представителя Администрации МО «город Саратов», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию Социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (ст. 40).

Статьей 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Органы местного самоуправления на основании ст. 2 и 14 Жилищного кодекса РФ в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, посредством предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно статье 7 Жилищного кодекса РФ права и обязанности участников жилищных правоотношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с пунктом первым части второй данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Афанасьева М.М. совместно со своей семьей на условиях социального найма проживает в квартире общей площадью 22,3 кв.м.‚ расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. (Л.д. 7-8).

Согласно п. 1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. Б)» указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. (Л.д. 9, 10-12).

В п. 2 указанного выше распоряжения, собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (лит. Б), предписано произвести отселение из занимаемых помещений в течении трех месяцев со дня издания распоряжения.

Кроме того, п. 3 Распоряжения администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова предписано провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес> (лит. Б) по <адрес>, на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых. (Л.д. 9)

Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания Афанасьевой М.М. и членам ее семьи не предоставлено.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что, согласно информации администрации Кировского района МО «Город Саратов», Афанасьева М.М., проживающая по адресу: <адрес>, состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Кировского района с 19.10.2004г., что подтверждается справкой о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (Л.д. 14).

Кроме того, согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Афанасьева М.М. является членом малоимущей семьи.(Л.д. 15).

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.

Таким образом, поскольку истцы приняты на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма, а также возникновения у истцов права на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, то в силу приведенных выше положений норм жилищного законодательства при сносе жилого дома органами местного самоуправления должно предоставляется жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцам должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 22,3 кв. м., состоящее из двух комнат, находящееся в черте города Саратова.

Требования помощника прокурора Кировского района г. Саратова к Администрации Кировского района г. Саратова об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма Афанасьевой М.М. на семью из четырех человек (Афанасьева М.М., Афанасьев В.Ю., Юматова А.А., Афанасьев И.В.) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 22,3 кв.м., состоящее не менее чем из 2 комнат, находящееся в черте г. Саратова не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 3.1.1 Положения об администрации Кировского района МО «город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 28 января 2009 года № 36-398 администрация района выступает от имени муниципального образования «город Саратов» наймодателем муниципального жилищного фонда.

Постановлением мэра города Саратова от 07 декабря 2005 года № 620 «О наделении администраций районов города Саратова полномочиями наймодателя жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и найма жилых помещений» определен перечень функций наймодателя.

Согласно п. 1.1 постановления главы администрации г. Саратова от 10 мая 2007 года № 319 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального фонда принимает глава администрации города.

Таким образом, у Администрации Кировского района г. Саратова отсутствуют полномочия по принятию решений о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в интересах Афанасьевой М.М. удовлетворить частично.

Обязать Администрация МО «город Саратов» предоставить вне очереди по договору социального найма Афанасьевой М.М. на семью из четырех человек (Афанасьева М.М., Афанасьев В.Ю., Юматова А.А., Афанасьев И.В.) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 22,3 кв.м., состоящее не менее чем из 2 комнат, находящееся в черте г. Саратова.

В остальной части требований заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в интересах Афанасьевой М.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Е.Н. Череваткина

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн