Копия
2-2946/2017
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 октября 2017 года
Советский районный суд в составе:
Председательствующего Ненашевой О.С.,
при секретаре Чечнёвой Д.Н.,
с участием представителя истца ФИО2 ФИО3, действующей на основании доверенности 0 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
помощника прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному образованию «» в лице администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «» в лице администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требования указала, что является нанимателем жилого помещения по адресу: , общей площадью 31,9 кв.м. Решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о признании жилого помещения по адресу: непригодным для проживания признано незаконным. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по в . Другого жилья истец не имеет, решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № утвержден распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №) истец поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма (сообщение администрации от ДД.ММ.ГГГГ №). Однако до настоящего времени дом не расселен, другое благоустроенное жилое помещение взамен признанного аварийным, истцу не предоставлено. Полагая, что имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, просит обязать администрацию предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «», отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее 31,9 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежаще и своевременно, о причине неявки суд не известила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации », пункт 4 которого указывает, что жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 6 указанного постановления был установлен срок, в который необходимо принять меры к отселению жильцов указанного дома и его демонтажу. Кроме того, жилой дом включен в резервный перечень многоквартирных домов, являющийся приложением к подпрограмме «Расселение аварийного жилья» на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Расселение многоквартирных домов, включенных в данную подпрограмму, осуществляется администрацией в соответствии с датой признания соответствующего многоквартирного дома аварийным, исходя из порядка очередности, утвержденного данной муниципальной программой. В этой связи считает, исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из письма Объединенной администрации Ленинского и ов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилищная комиссия от ДД.ММ.ГГГГ не возражает в изменении договора найма жилого помещения в , признав нанимателем комнаты жилой площадью 17,0 кв.м. ФИО6, а ФИО7 нанимателем жилой площадью 22.2 кв.м., общей площадью 31,9 кв.м.
Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, считать стороной по ранее заключенному договору социального найма , расположенной по адресу: , вместо первоначального нанимателя ФИО8, в связи с выездом.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является нанимателем жилого помещения по адресу: площадью 31,9 кв.м.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной паспортистом ООО «УК «Октябрьский массив», ФИО2 зарегистрирована в квартире, жилой площадью 22,2 кв.м., общей – 31,9 кв.м., по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, иные лица в квартире не зарегистрированы.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с постановлением мэра № от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации .
Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению администрации № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию совместно с комитетом жилищной политики администрации возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по адресу: (п.6 постановления от ДД.ММ.ГГГГ).
По сообщению главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № утвержден распоряжением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Учетный номер в книге учета граждан, нуждающихся в жилом помещении 2694.
Сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Уведомлением Управления Росреестра по от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества у истца отсутствуют.
Поскольку дом, расположенный по адресу: в , признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истца о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления того обстоятельства, что жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, учитывая, что истец состоит на учете нуждающихся в жилищных помещениях и признан малоимущим, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.
Учитывая, что срок на отселение жильцов указанного дома, установленный постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время истек, бездействие администрации , выразившееся в непринятии мер по расселению , является незаконным.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
Истец просит обязать администрацию предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «», отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее 31,9 кв.м, не менее двух комнат, исходя из сведений об общей площади жилого помещения, указанной в техническом паспорте жилого помещения, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 31,9 кв.м.
В соответствии техническим и кадастровым паспортами жилое помещение по адресу: представляет собой квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 31,9 кв.м., в том числе жилой площадью 22,2 кв.м,
Согласно карточке квартиросъемщика, финансового лицевого счета истец производит оплату жилого помещения, исходя из общей площади 31,9 кв.м.
При установленных обстоятельствах суд полагает, что истцу должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 31,9 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования «», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: .
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО2 к Муниципальному образованию «» в лице администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «» в лице администрации предоставить ФИО2 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 31,9 кв.м, в черте муниципального образования «», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: .
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: О.С. Ненашева
Секретарь: ФИО10ёва
Оригинал решения находится в материалах гражданского дела Советского районного суда №.
Решение вступило в законную силу _______________________2017.
Судья:
Секретарь: