2-2244/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2017 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.,
при секретаре Осколковой А.Н.,
с участием
представителя истцов Тимощук В.Г., Тимощук И.А. – адвоката Кулешовой Л.Н., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Голубкова Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
помощника прокурора Советского района г. Томска Семенченко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Тимощук В.Г., Тимощук И.А. к Муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Тимощук В.Г., Тимощук И.А. обратились в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требования указано, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу , общей площадью ... кв.м, находящемся в муниципальной собственности, по договору социального найма. Тимощук В.Г. является нанимателем жилого помещения, совместно с ней в квартире проживает ее сын Тимощук И.А. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию ... района г. Томска возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по . Другого жилья истцы не имеют, решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № утвержден распоряжением главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №) истец Тимощук В.Г. со всем составом семьи включена в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых посещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в отдельный список граждан, чьи жилые помещения в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Однако до настоящего времени дом не расселен, другое благоустроенное жилое помещение взамен признанного аварийным, истцам не предоставлено. Полагая, что имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, истцы просят обязать администрацию г. Томска предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее нормы предоставления 29,0 кв.м.
Истцы, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, направили для участия в деле своего представителя, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов.
Представитель истцов – адвокат Кулешова Л.Н. в судебном заседании заявленное требование поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Причину расхождений в площади жилого помещения в правоустанавливающих документах и в техническом паспорте назвать затруднилась. Полагала, что жилое помещение должно быть предоставлено по норме предоставления площадью не менее 29 кв.м.
Представитель ответчика Голубков Д.А. в судебном заседании иск не признал, указав, что в данном случае требования о предоставлении жилого помещения площадью 29 кв.м не могут быть удовлетворены, поскольку предоставление жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу носит компенсационный характер, согласно правоустанавливающим документам истцы имеют права на предоставление жилого помещения площадью 14,1 кв.м.
Заслушав объяснения истца представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тимощук В.Г. являлась собственником жилого помещения по адресу: , общей площадью 14,1 кв.м, на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между ней и Объединенной администрацией ... округов г. Томска (номер государственной регистрации №), о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого действовала администрация ... района г. Томска, и Тимощук В.Г. было заключено соглашение о расторжении договора передачи в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: , общей площадью 14,1 кв.м. Прежним собственником жилого помещения Тимощук В.Г. квартира передана новому собственнику Муниципальному образованию «Город Томск» по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного соглашения между муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого действовала администрация ... района г. Томска, и Тимощук В.Г. заключен договор социального найма жилого помещения общей площадью 14,1 кв.м по адресу: . В качестве члена семьи нанимателя, проживающего совместно с нанимателем в указанном жилом помещении, в договоре социального найма указан Тимощук И.А. (сын нанимателя).
Факт родственных отношений между ними подтверждается свидетельством о рождении Тимощук И.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в котором в качестве его матери указана Тимощук В.Г.
Квартира по адресу: передана нанимателю жилого помещения Тимощук В.Г. по акту передачи жилого помещения, являющегося приложением к договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной паспортистом ООО ..., Тимощук В.Г. зарегистрирована в квартире по адресу: с ДД.ММ.ГГГГ, совместно с ней в квартире с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ее сын Тимощук И.А., иные лица в квартире не зарегистрированы.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с постановлением мэра г. Томска № 95 от 26.02.2006 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.
Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлению администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию ... района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по адресу: (п.6 постановления от ДД.ММ.ГГГГ).
По сообщениям главы администрации ... района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №» Тимощук В.Г. была признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Уведомлением Управления Росреестра по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества у истцов отсутствуют.
Поскольку дом, расположенный по адресу: , признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления того обстоятельства, что жилое помещение по адресу: признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, учитывая, что истцы состоят на учете нуждающихся в жилищных помещениях и признаны малоимущими, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.
Учитывая, что срок на отселение жильцов указанного дома, установленный постановлением администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время истек, бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии мер по расселению квартиры , является незаконным.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
Истцы просят обязать администрацию г. Томска предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее нормы предоставления 29,0 кв.м, исходя из сведений об общей площади жилого помещения, указанной в техническом паспорте жилого помещения, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, - 29,60 кв.м.
В соответствии техническим паспортом жилое помещение по адресу: ДД.ММ.ГГГГ представляет собой квартиру, состоящую из одной комнаты, общей площадью 29,6 кв.м., в том числе жилой площадью ... кв.м, площадь вспомогательных помещений ... кв.м, в состав которой входят помещения: № 1 – коридор площадью ... кв.м, № 2 – вспомогательное помещение площадью ... кв.м, кухня площадью ... кв.м и комната ... кв.м.
При этом в техническом паспорте содержаться сведения о том, что в квартире проведена самовольная перепланировка, переустройство, при этом на помещение 4 площадью ... кв.м документы не предъявлены.
Вместе с тем, согласно имеющимся у истцов правоустанавливающим документам на квартиру, а именно: вышеназванным соглашению о расторжении договора передачи в собственность жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, площадь жилого помещения по адресу составляет 14,1 кв.м.
Согласно карточке квартиросъемщика истцы производят оплату жилого помещения, исходя из общей площади 14,1 кв.м.
Из анализа представленных документов следует, что правовых оснований использования истцами дополнительно ... кв.м площади спорного жилого помещения не имеется, доказательств обратного истцами не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 14,1 кв.м. в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу:
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
иск Тимощук В.Г., Тимощук И.А. к Муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г. Томска предоставить Тимощук В.Г., Тимощук И.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из одной комнаты, общей площадью не менее 14,1 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: .
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.