Дело №2-1950/2017 <.....>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
судьи Фроловой О.В.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием истца Калининой Е.А. и ее представителя Конева Д.А., по доверенности от 01.12.2016 года, представляющего также интересы истца Валиева А.И., по доверенности от 14.02.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Е. А., Валиева А. И. к администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Калинина Е.А., Валиев А.И. обратилась в суд с исковыми требованиями о возложении обязанности на администрацию г.Перми, администрацию Орджоникидзевского района г.Перми предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 37,8 кв.м. в пределах г.Перми взамен аварийного.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками 2-х комнатной квартиры по адресу: <АДРЕС>, общей площадью 37,8 кв.м на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность от 08.07.2008 года. Согласно заключению межведомственной комиссии от 18.03.2015 года, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 01.04.2013 года, жилое помещение №... в многоквартирном <АДРЕС> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (не предусмотрено горячее водоснабжение, не предусмотрены вытяжные отверстия вентиляционных каналов) и его следует отнести к категории непригодного для проживания. Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 16.12.2015 года многоквартирные дома, расположенные по адресу: <АДРЕС> и <АДРЕС> признаны аварийными и подлежащими сносу. Согласно данному распоряжению, собственникам жилых помещений в указанных домах было необходимо освободить жилые помещения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Их имущественное положение не позволяет приобрести в собственность иное жилое помещение. Других жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или на праве пользования, у них не имеется.
Истец Калинина Е.А. и ее представитель, выступающий также в интересах истца Валиева А.И., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, суду дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Истец Валиев А.И. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Как следует из представленного письменного отзыва, администрация г.Перми не признает исковые требования. Представителем ответчика указано, что для возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма необходимо наличие малоимущности и нуждаемости в жилом помещении. Наличие одного факта признания жилого помещения, занимаемого истцами, не является основанием для внеочередного обеспечения данных лиц жилым помещением по договору социального найма. Истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, малоимущими не признаны. В настоящее время администрации г.Перми расселяет многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2012 года и не располагает возможностью расселить одновременно все жилые дома, отнесенные к данной категории, так как финансирование является недостаточным. Дом по <АДРЕС> не вошел в муниципальную адресную программу по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г.Перми на 2011-2020 годы и не включен в перечень домов, планируемых к расселению в рамках данной программы, в связи с чем отсутствует финансирование для приобретения жилого помещения. Истцы являются собственниками жилого помещения, в связи с чем на орган местного самоуправления возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Обязанность обеспечить собственников жилого помещения иным жилым помещением отсутствует. В настоящий момент решения об изъятии земельного участка по <АДРЕС>, расположенного по домом, не принято.
Представитель администрации Орджоникидзевского района г.Перми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что требования, заявленные к администрации района являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку функциями по управлению муниципальным жилищным фондом администрация района не наделена, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд, выслушав пояснения истца и ее представителя, исследовав представленные в дело письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от 08.07.2008 года, истцы Калинина Е.А. и Валиев А.И. являются собственниками 2-хкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <АДРЕС> общей площадью 37,8 кв.м. (л.д. 7), что подтверждается выписками из ЕГРН от 21.06.2017 года и от 06.07.2017 года(л.д. 12-13).
17.07.2015 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 01.04.2013 года №... составлено заключение №..., в соответствии с которым принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <АДРЕС> аварийным и подлежащим сносу.
Как указано заключением межведомственной комиссии от 18.03.2015 года, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 01.04.2013 года №..., жилое помещение №... в многоквартирном <АДРЕС> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и его следует отнести к категории непригодного для проживания (л.д. 8), что также подтверждается актом обследования помещения №..., проведенного 03.03.2015 года межведомственной комиссией (л.д. 9-10).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 16.12.2015 года №... дом по <АДРЕС> признан аварийным и подлежащим сносу. Данным распоряжением собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме предписано освободить занимаемые жилые помещения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Меры по отселению граждан, проживающих в доме, принять в срок до 31.12.2020 года (л.д. 11).
Согласно составленному 17.06.2015 года ООО «Гранд ТЭОН» заключению по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <АДРЕС>, общее техническое состояние здания в целом признано аварийным. В связи с аварийным состоянием строительных конструкций, свидетельствующим об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, уровень надежности здания является недопустимым. На период проведения обследования здание отключено от централизованного отопления, а конструкции печей демонтированы. Конструкция здания (чердачное перекрытие и стропильная система) не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности. Помещения здания в целом не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и их можно отнести к категории непригодного для проживания. Восстановление строительных конструкций здания нецелесообразно по причине большого объема работ и значительных материальных затрат, необходимых для приведения здания в состояние, отвечающее требованиям Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Пунктом 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям ст. 86-88 ЖК РФ другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации» указано, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из приведенных выше правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Судом установлено, что проживание в занимаемом истцами жилом помещении невозможно, дом признан аварийным, непригодным для проживания, создает реальную опасность для проживания, следовательно, истцам должно быть предоставлено другое отдельное, благоустроенное жилое помещение в черте г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 37,8 кв.м.
К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно положениям ч. 1, 7 ст. 37 указанного выше Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с Уставом г.Перми, «город Пермь» является муниципальным образованием, в границах которого осуществляется городское самоуправление (ст.2). Органами городского самоуправления является, в том числе администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Перми, функции которой определены Уставом (ст.11 - 14, 36, 48, 49 Устава г.Перми).
Учитывая, что <АДРЕС>, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, мер к его реконструкции и ремонту длительное время не принимается, что создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан в нем проживающих, суд считает возможным обязанность по предоставлению истцам взамен <АДРЕС> другого жилого помещения возложить на Муниципальное образование город Пермь в лице его исполнительно-распорядительного органа - администрации г.Перми.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 года №7, у администрации районов города Перми полномочий по предоставлению гражданам жилых помещений, по каким-либо основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, не имеется.
Таким образом, администрация Орджоникидзевского района г.Перми в рамках заявленных исковых требований является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении иска к администрации Орджоникидзевского района г.Перми следует отказать.
Доводы представителя администрации г.Перми в обоснование возражений заявленным исковым требованиям судом не принимаются, поскольку не включение аварийного дома в муниципальную адресную программу по сносу, реконструкции многоквартирных домов и отсутствие финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Также подлежат отклонению доводы ответчика относительно того, что на администрацию г.Перми не может быть возложена обязанность по предоставлению истцам жилого помещения взамен аварийного, поскольку на администрацию г.Перми может лишь возлагаться обязанность по выплате выкупной цены.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Представителем ответчика указано, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не принято.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать администрацию г.Перми предоставить вне очереди Калининой Е. А., Валиеву А. И. на состав семьи из двух человек на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 37,8 кв.м. в пределах города Перми.
В удовлетворении исковых требований, заявленный к администрации Орджоникидзевского района г.Перми – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: <.....>
Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2017года
<.....>
<.....>