Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения № 2-7948/2017 ~ М-8048/2017

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

Дело № 2-7948/2017

РЕШЕНИЕ

03.10.2017г. г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Череваткиной Е.Н.,

при секретаре Сениной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондрушиной М.С. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кондрушина М.С. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время временно зарегистрирована и проживает в г. Саратове. Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области №-р от 06.08.2010г. года Кондрушина М.С. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору специализированного найма из государственного жилищного фонда области. Поскольку до 1 января 2013 года Кондрушиной М.С. не было реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако данное помещение до настоящего времени Кондрушиной М.С. не предоставлено. Учитывая, что Кондрушиной М.С. исполнилось 18лет, т.е. она достигла возраста, по достижении которого ей должно быть предоставлено жилое помещение, у нее в силу указанных норм возникло право на получении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не зависимо от иных лиц, состоящих на учете. Просит суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда в г. Саратове по норме предоставления жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади.

Истец Кондрушина М.С., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 года. Действие положений ст. 8 вышеуказанного закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Смотреть все судебные практики о Другие жилищные споры

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», вступившим в законную силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется, если имеется хотя бы одно из следующих условий: местом регистрации их рождения является Саратовская область; местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина.

Согласно ст. 6 этого же Закона жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч.1). Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 30 января формирует предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на специализированный жилищный учет и достигших возраста 16 лет по состоянию на 1 января текущего года и направляет его не позднее 5 февраля в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства (ч.4). На основании предварительного списка уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства ежегодно не позднее 1 апреля формирует и направляет в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений уточненный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч.5). Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 1 апреля формирует выверенный список поставленных на специализированный жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (ч.7). На основании уточненного списка и выверенного списка с учетом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 1 мая формирует и утверждает единый сводный список (реестр) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - сводный список) (п.1 ч. 8).

В судебном заседании установлено, что Кондрушина М.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении(л.д.18), копией решения Ртищевского городского суда Саратовской области от 30.10.2000г.(л.д.12), свидетельством о смерти(л.д.13).

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 325-р от 06.08.2010года Кондрушина М.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору специализированного найма из государственного специализированного фонда области составом семьи 1 человек(л.д.24).

До 01.01.2013 года Кондрушина М.С. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Учитывая, что Кондрушиной М.С. исполнилось 18 лет, т.е. она достигла возраста, по достижении которого ей должно быть предоставлено жилое помещение, у него в силу указанных норм возникло право на получении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени оно ей не предоставлено.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на соответствующие органы обязанности предоставить Кондрушиной М.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

В соответствии с подпунктом 14.2 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184- Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 3 п. 5 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года №123-3CO «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 7 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года №123-3CO «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 либо в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из социализированного государственного жилищного фонда области.

В соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П (в редакции от 21.12.2007) «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области» уполномоченным органом по представлению жилых помещений государственного жилищного фонда области гражданам в пределах своей компетенции является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Из материалов дела усматривается, что Кондрушина М.С. имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> 29.07.2017г. по 29.07.2022г., что подтверждается копией свидетельства № о регистрации по месту пребывания (л.д.17).

В материалах дела имеются сведения об отсутствии в собственности у Кондрушиной М.С. иного жилого помещения.

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что требования Кондрушиной М.С. о возложении на ответчика обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда в г.Саратове по норме предоставления жилого помещения не менее 30 кв.м общей площади подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования Кондрушиной М.С. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Кондрушиной Марии Сергеевне благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в г. Саратове по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Саратовской области от 28.04.2005 № 39-3CO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» - не менее 30 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Е.Н. Череваткина

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 1 по 10 декабря 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.