20 июля 2017 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
при секретаре Гришиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гнусина Александра Юрьевича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Гнусин А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство ЖКХ) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из государственного специализированного жилищного фонда области. Свои исковые требования истец обосновал тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Министерства ЖКХ № № от ДД.ММ.ГГГГ года он был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Истец в иске просил обязать Министерство ЖКХ предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение в <данные изъяты> общей площадью не менее 30 кв.м. по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу судебные издержки в виде расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Истец Гнусин А.Ю. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и просил заявленные им исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – Минькова С.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. В суд представлен письменный отзыв, в котором ответчик исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать, по тем основаниям, что права истца в настоящее время со стороны ответчика не нарушены и жилое помещение требуемой номенклатуры будет предоставлено в соответствии с датой постановки Гнусина А.Ю. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям п.п. 1, 10, 11 ст. 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23 апреля 2012 года N 64-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 2 августа 2007 года N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке.
В ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 г. № 64-ЗСО определяется порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что Гнусин А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>., зарегистрированный по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Министерства ЖКХ № № от ДД.ММ.ГГГГ года истец был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, с составом семьи 1 человек (л.д. 6).
Следовательно, в силу ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 г. № 64-ЗСО, которая закрепляет, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, Гнусин А.Ю. должен быть обеспечен жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах <данные изъяты>, общей площадью не менее 30-ти квадратных метров, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 г. № 168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области» уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда области гражданам в пределах своей компетенции является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, что никем не оспаривается.
Проанализировав в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд признает исковые требования истца о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области во внеочередном порядке, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства указанного выше.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Следовательно, расходы по оплате госпошлины при подачи иска в размере 300 рублей, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд считает возможным удовлетворить требования о возмещении расходов на представителя частично, взыскав с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей, принимая во внимание конкретные обстоятельства спора, качества оказанной юридической услуги, а также с учетом степени разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
исковые требования Гнусина Александра Юрьевича удовлетворить частично.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Гнусину Александру Юрьевичу благоустроенное жилое помещение из государственного специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения в границах административного центра <данные изъяты> общей площадью не менее 30-ти квадратных метров.
Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Гнусина Александра Юрьевича расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья подпись Торопова С.А.