8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения № 2-807/2017 ~ М-619/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-807/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2017 года

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Шаталиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля к Шакуриной М.Е. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения, по встречному иску Шакуриной М.Е. к мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля обратились в суд с иском к Шакуриной М.Е. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения. В обоснование иска указано, что Шакурина М.Е. является собственником 30/170 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, а также в силу статей 36, 37 ЖК РФ является собственником 76/1873 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 873 кв.м. Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление о расселении жилых домов. ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил требование о сносе указанного дома и отказался от участия в нем. Поскольку снос дома не был осуществлен, ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Ярославля принято постановление Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка по указанному выше адресу и жилых помещений. Органами местного самоуправления проведены мероприятия по определению стоимости изымаемого имущества, в результате чего получен Отчет по определению размера возмещения за жилые помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленном Обществом с ограниченной ответственностью «Метро-Оценка», в соответствии с которым принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества оценены в следующем размере: 30/170 доли в праве собственности на жилое помещение — <данные изъяты>, 76/1873 доли в праве собственности на земельный участок — <данные изъяты>, убытки — <данные изъяты>. Соглашение об изъятии недвижимого имущества получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени ей не подписано. Просит изъять у ответчика указанное выше недвижимое имущество путем предоставления возмещения в перечисленном выше размере, прекратить право Шакуриной М.Е. на спорные объекты недвижимости и признать право собственности города Ярославля на спорные объекты недвижимости.     Шкурина М.Е., в свою очередь, обратилась в суд с самостоятельными требованиями к мэрии города Ярославля о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, ссылаясь на то, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое помещение. Просит обязать ответчика предоставить ей другое жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м., в пределах города Ярославля.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство.

    Представители истцов Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля по первоначальному иску в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что первоначальные требования поддерживают, встречные требования не признает.

    Ответчику Шакурина М.Е. и ее представитель по устному ходатайству Ястребова М.А. в судебном заседании фактически согласились с требованиями об изъятии недвижимого имущества, но только путем предоставления другого жилого помещения, а не путем предоставления возмещения. Пояснили, что Шакурина М.Е. Другого жилья не имеет, на предлагаемые денежные средства невозможно приобрести другое жилье.

    Представитель ответчика по встречному иску мэрии города Ярославля и в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что в настоящее время у истца по встречному иску отсутствуют правовые основания для предоставления жилого помещения ранее срока, установленного региональной адресной программой, которая определена до сентября 2017 года.

    Выслушав ответчика и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В судебном заседании установлено, что на основании договора передачи жилых помещений в общую долевую собственность №1-2101 от ДД.ММ.ГГГГ Шакурина М.Е. является собственником 30/170 доли в праве собственности на 6-ти комнатную квартиру общей площадью 170,20 кв.м., в том числе комнаты №, расположенную по адресу <адрес> Истица зарегистрирована и проживает в комнате № по указанному выше адресу.

    В соответствии с положениями статей 36, 37 ЖК РФ истица является собственником 76/1873 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под указанным выше многоквартирным жилым домом.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением мэра города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о расселении жилых домов, включая многоквартирный жилой дом <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Ярославля принято постановление Об изъятии для муниципальный нужд города Ярославля земельного участка по улице <адрес> в Ленинском районе и жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ Шакурина М.Е. получила проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предлагалось возмещение за изымаемое жилое помещение и земельный участок в сумме <данные изъяты>, от чего собственник отказалась, предъявив в суд иск о предоставлении жилья.

В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, части второй и третьей статьи 88 ЖК РФ, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно статье 32 ЖК РФ, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, собственник жилого помещения вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Истец в данном случае выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления другого равноценного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда на праве собственности. При этом доплата какой либо разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья законом не предусмотрена.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены в связи с прежними.

Включение жилого дома в региональную программу предусматривает предоставление финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетам в соответствии с законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Объем финансирования региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы согласно Постановлению Правительства Ярославской области №432-п определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Таким образом, объем финансирования Программы не зависит от рыночной стоимости жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.

Кроме того, согласно указанной Программе в случае приобретения муниципальными образованиями области жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

По делу установлено, что истец Шакурина М.Е. является собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а потому имеют право на предоставление им другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно региональной программе планируемая дата окончания переселения граждан в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> – сентябрь 2017 года. Несмотря на то, что на момент рассмотрения дела указанный срок не прошел, однако структурные подразделения мэрии города Ярославля не намерены предоставлять собственнику другое жилое помещение взамен изымаемому, поскольку обратились в суд с иском о выкупе недвижимого имущества. При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае истец вправе ставить вопрос о предоставлении ей другого жилого помещения.

На момент принятия решения вопрос об отселении лиц, проживающих в указанном непригодном для проживания жилом доме, ответчиком не решен, жилые помещения в порядке, установленном жилищным законодательством, не предоставлены, что создает постоянную угрозу жизни и здоровью проживающих в непригодном для проживания доме.

При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд учитывает, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с положениями статьи 32 ЖК РФ носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, поэтому ответчик обязан предоставить истцу квартиру по площади не менее, чем занимаемая им на праве собственности в черте города Ярославля.

После предоставления в собственность жилого помещения подлежит прекращению право собственности Шакуриной М.Е. на 30/170 доли в праве собственности на квартиру № (в том числе комнату № <адрес> и на 76/1873 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов по <адрес> с кадастровым номером № с прекращением государственной регистрации возникшего права в ЕГРП, с признанием права муниципальной собственности на указное помещение и земельный участок.

Учитывая изложенные выше обстоятельства в удовлетворении искового заявления Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля к Шакуриной М.Е. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения суд отказывает.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Шакуриной М.Е. удовлетворить.

Обязать мэрию города Ярославля предоставить в собственность Шакуриной М.Е. равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30,00 кв.м. в черте города Ярославля взамен помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания.

После предоставления в собственность жилого помещения прекратить право собственности Шакуриной М.Е. на 30/170 доли в праве собственности на квартиру № (в том числе комнату №) дома <адрес> и на 76/1873 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов по улице <адрес> с кадастровым номером № с прекращением государственной регистрации возникшего права в ЕГРП, признать право собственности города Ярославля на указную квартиру и земельный участок.

Исковые требования Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья Ю.В. Куклева

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн