Дело № 2-755/2017
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2017 г. г.Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Плотниковой Л.В.
при секретаре Савельевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля, департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля к Тряховой А.В. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения и встречному иску Тряховой А.В. к мэрии г.Ярославля, департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля, департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля, департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля предъявлен иск к Тряховой А.В. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения, в котором истцы просят изъять у ответчика путем предоставления возмещения недвижимое имущество, расположенное по <адрес> по цене <данные изъяты> руб. в том числе: <данные изъяты> руб. – стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру №; <данные изъяты> руб. – стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым №; <данные изъяты> руб. – размер убытков; прекратить право собственности ответчика на указанное недвижимое имущество, признать право муниципальной собственности на указную квартиру и земельный участок. В обоснование иска указано, что Тряхова А.В. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру <адрес>, а также <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым № по указанному адресу. Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ принято постановление мэра г.Ярославля № 3439 «О расселении и сносе жилых домов». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком получено требование о сносе указного дома. Учитывая. что снос дома не был осуществлен, ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.Ярославля принято постановление № «Об изъятии для муниципальных нужд г.Ярославля земельного участка по <данные изъяты> и жилых помещений». ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление о предстоящем изъятии. Органами местного самоуправления проведены мероприятия по определению стоимости изымаемого имущества. Соглашение об изъятии имущества было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени соглашение ответчиком не подписано.
Истец обратилась в суд с встречным иском, в котором указала, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником <данные изъяты> доли в праве на № комнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м, расположенную по <адрес>. Заключением межведомственной комиссии дом № от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу. Дом <адрес> включен в муниципальную программу «Переселение граждан, проживающих на территории г.Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда на 2014-2017 г», утвержденному постановлением мэрии г.Ярославля 04.08.2015 г. № 2811, а также в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 г.-2017 г., утвержденную постановлением Правительства ЯО № 432-п от 22.04.2013 г.
Истец просит обязать мэрию г.Ярославля предоставить в собственность равнозначное благоустроенное отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах г.Ярославля общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
В судебном заседании представитель КУМИ мэрии г.Ярославля по доверенности Грекова О.Д. иск поддержала полностью, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, встречный иск не признала полностью.
Представитель мэрии г.Ярославля в судебное заседание не явился. представил отзыв на иск. в котором указал. что иск не признает, просил рассматривать дело без его участия.
В судебном заседании истец иск не признала, встречный иск поддержала полностью по изложенным в нем основаниям.
Заслушав частников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Тряхова А.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве на № комнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м, расположенную по <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии дом № от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу.
05.12.2008 г. принято постановление мэра г.Ярославля № 3439 «О расселении и сносе жилых домов». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком получено требование о сносе указного дома. Учитывая. что снос дома не был осуществлен, ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.Ярославля принято постановление № «Об изъятии для муниципальных нужд г.Ярославля земельного участка по <адрес> и жилых помещений». ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление о предстоящем изъятии.
Согласно отчета ООО «<данные изъяты>» стоимость <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру № составила <данные изъяты> руб.; <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты> руб.; <данные изъяты> руб. – размер убытков.
Дом <адрес> включен в муниципальную программу «Переселение граждан, проживающих на территории г.Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда на 2014-2017 г», утвержденному постановлением мэрии г.Ярославля 04.08.2015 г. № 2811, а также в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 г.-2017 г., утвержденную постановлением Правительства ЯО № 432-п от 22.04.2013 г.
В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно статье 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Собственник жилого помещения вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истцы выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления другого равноценного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда на праве собственности. При этом доплата какой либо разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья законом не предусмотрена.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены в связи с прежними.
Включение жилого дома в региональную программу предусматривает предоставление финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетам в соответствии с законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Объем финансирования региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 гг. согласно Постановлению Правительства ЯО № 432-п определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Таким образом, объем финансирования Программы не зависит от рыночной стоимости жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.
Кроме того, согласно указанной Программе в случае приобретения муниципальными образованиями области жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
Тряхова А.В. является собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а потому имеет право на предоставление другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Важным и имеющим значение имеет срок «планируемая дата окончания переселения», который установлен региональной программой для <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГГГ и указанный срок прошел.
На момент принятия решения вопрос об отселении лиц, проживающих в указанном непригодном для проживания жилом доме, ответчиком не решен, жилые помещения в порядке, установленном жилищным законодательством, не предоставлены, что создает постоянную угрозу жизни и здоровью проживающих в непригодном для проживания доме.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд учитывает, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, поэтому ответчик обязан предоставить истцу жилое помещение по площади не менее чем занимаемая им на праве собственности.
После предоставления в собственность жилого помещения подлежит прекращению право собственности Тряховой А.В. на <данные изъяты> доли в квартире <адрес> и на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов по <адрес> с кадастровым номером № с прекращением государственной регистрации возникшего права в ЕГРП, признать право муниципальной собственности на указную квартиру и земельный участок.
Учитывая изложенные выше обстоятельства в удовлетворении искового заявления департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля, департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля к Тряховой А.В. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения суд отказывает полностью.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ
РЕШИЛ
В удовлетворении искового заявления департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля, департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля к Тряховой А.В. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения отказать полностью.
Иск Тряховой А.В. к мэрии г.Ярославля, департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля, департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать мэрию г.Ярославля предоставить в рамках «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 гг.» в собственность Тряховой А.В. равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м в черте города1 взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
После предоставления в собственность жилого помещения прекратить право собственности Тряховой А.В. на <данные изъяты> доли в квартире <адрес> и на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов по <адрес> с кадастровым номером № с прекращением государственной регистрации возникшего права в ЕГРП, признать право муниципальной собственности на указную квартиру и земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.В.Плотникова