8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения № 2-700/2017 ~ М-516/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-700/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2017 года

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Серопян Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля к Хохловой Т.Б. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения, по встречному иску Хохловой Т.Б. к мэрии города Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля обратились в суд с иском к Хохловой Т.Б. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения. В обоснование иска указано, что Хохлова Т.Б. является собственником 30/178 долей в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, а также в силу статей 36, 37 ЖК РФ является собственником 39/904 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 904 кв.м. Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление о расселении жилых домов. ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил требование о сносе указанного дома и отказался от участия в нем. Поскольку снос дома не был осуществлен, ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Ярославля принято постановление Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка по указанному выше адресу и жилых помещений. Органами местного самоуправления проведены мероприятия по определению стоимости изымаемого имущества, в результате чего получен Отчет по определению размера возмещения за жилые помещения от ДД.ММ.ГГГГ составленном Обществом с ограниченной ответственностью «Яр-Оценка», в соответствии с которым принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества оценены в следующем размере: 30/178 долей в праве собственности на жилое помещение — <данные изъяты>, 39/904 долей в праве собственности на земельный участок — <данные изъяты>, убытки — <данные изъяты>. Соглашение об изъятии недвижимого имущества направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени ей не подписано. Просит изъять у ответчика указанное выше недвижимое имущество путем предоставления возмещения в перечисленном выше размере, прекратить право собственности Хохловой Т.Б. на спорные объекты недвижимости и признать право собственности города Ярославля на указанное имущество.

Хохлова Т.Б., в свою очередь, обратилась в суд со встречным иском к мэрии города Ярославля, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения. Из встречного искового заявления следует, что многоквартирный жилой дом, где расположено жилое помещение, собственником которого она является, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с ЖК РФ собственнику аварийного жилья предоставляется возмещение стоимости недвижимости и убытки, связанные с расселением, двумя возможными вариантами – другое жилое помещение или материальное возмещение стоимости имущества. Истец по встречному иску полагает, что имеет право на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого. Просит обязать мэрию города Ярославля предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Ярославля в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 30 кв.м., жилой – не менее 19,6 кв.м., состоящее не менее, чем из одной комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города Ярославля.

Представитель истца по первоначальному иску и третьего лица по встречному иску Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля Велитченко С.Н., одновременно являющийся представителем ответчика мэрии города Ярославля по встречному иску, в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям, встречные требования не признал. Пояснил, что удовлетворение встречных требований без изъятия спорного недвижимого имущества невозможно, поскольку приведет к неосновательному обогащению собственника. Отсутствуют правовые основания для предоставления Хохловой Т.Б. отдельной квартиры, соответствующей заявленным требованиям, взамен изымаемого имущества. Соответствие возможно только по общей площади помещения.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля по доверенности Грекова О.Д. в судебном заседании первоначальные требования поддержала по изложенным в нем основаниям, встречные требования в сформулированном виде не признала, пояснила, что действительно у собственника изымаемого в муниципальную собственность недвижимого имущества существует право выбора — денежная компенсация либо равнозначное предоставление жилого помещения.

Представитель истца Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ответчик Хохлова Т.Б. и ее представитель по доверенности Колычев Ю.Н. в судебном заседании поддержали встречные требования, пояснив, что согласны с требованиями об изъятии спорного недвижимого имущества путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого. Считают, что Хохловой Т.Б. должно быть предоставлено другое жилое помещение в виде отдельной новой квартиры, общей площадью не более 30 кв.м., жилой — не менее 19.: кв.м.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что встречные требования не признает.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В судебном заседании установлено, что Хохлова Т.Б. является собственником 30/178 долей в праве собственности на квартиру №, общей площадью 178 кв.м., в том числе комнаты №, расположенную по адресу <адрес>. Истица зарегистрирована и проживает в комнате № по указанному выше адресу.

    В соответствии с положениями статей 36, 37 ЖК РФ истица является также собственником 39/904 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050401:8, расположенный под указанным выше многоквартирным жилым домом.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением мэра города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о расселении жилых домов, включая многоквартирный жилой дом <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Ярославля принято постановление Об изъятии для муниципальный нужд города Ярославля земельного участка по улице <адрес> и жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Хохловой Т.Б. был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предлагалось возмещение за изымаемое жилое помещение и земельный участок, включая убытки, в сумме <данные изъяты>, от чего собственник отказалась, предъявив в суд иск о предоставлении жилья.

В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, части второй и третьей статьи 88 ЖК РФ, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

Согласно статье 32 ЖК РФ, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, собственник жилого помещения вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Истец в данном случае выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления другого равноценного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда на праве собственности. При этом доплата какой-либо разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья законом не предусмотрена.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены в связи с прежними.

Включение жилого дома в региональную программу предусматривает предоставление финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетам в соответствии с законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Объем финансирования региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы согласно Постановлению Правительства Ярославской области №432-п определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Таким образом, объем финансирования Программы не зависит от рыночной стоимости жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.

Кроме того, согласно указанной Программе в случае приобретения муниципальными образованиями области жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

По делу установлено, что истец Хохлова Т.Б. является собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а потому имеет право на предоставление ей другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно региональной программе планируемая дата окончания переселения граждан в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> – сентябрь 2017 года. Несмотря на то, что на момент рассмотрения дела указанный срок не прошел, однако структурные подразделения мэрии города Ярославля не намерены предоставлять собственнику другое жилое помещение взамен изымаемому, поскольку обратились в суд с иском об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения. При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае истец вправе ставить вопрос о предоставлении ей другого жилого помещения взамен изымаемого.

На момент принятия решения вопрос об отселении лиц, проживающих в указанном непригодном для проживания жилом доме, ответчиком не решен, жилые помещения в порядке, установленном жилищным законодательством, не предоставлены, что создает постоянную угрозу жизни и здоровью проживающих в непригодном для проживания доме.

При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд учитывает, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с положениями статьи 32 ЖК РФ носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, поэтому ответчик обязан предоставить истцу квартиру по площади не менее, чем занимаемая им на праве собственности в черте города Ярославля.

Правовых оснований для внеочередного порядка предоставления Хохловой Т.Б. отдельного нового жилого помещения, жилой площадью не менее 19,6 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, не имеется.

После предоставления в собственность жилого помещения подлежит прекращению право собственности Хохловой Т.Б. на 30/178 долей в праве собственности на квартиру № (в том числе комнату №) <адрес> и на 39/904 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов по улице <адрес> с кадастровым номером № с прекращением государственной регистрации возникшего права в ЕГРП, с признанием права муниципальной собственности на указное помещение и земельный участок.

Учитывая изложенные выше обстоятельства в удовлетворении искового заявления Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля к Хохловой Т.Б. об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения суд отказывает. При этом, спорное недвижимое имущество подлежит изъятию путем предоставления собственнику взамен изымаемого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, другого равнозначного благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. в черте города Ярославля.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, встречные исковые требования Хохловой Т.Б. удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Ярославля предоставить в собственность Хохловой Т.Б. равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. в черте города Ярославля взамен помещения, расположенного по адресу: <адрес> признанного аварийным и непригодным для проживания.

После предоставления в собственность жилого помещения прекратить право собственности Хохловой Т.Б. на 30/178 долей в праве собственности на квартиру № (в том числе комнату №) <адрес> и на 39/904 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов по <адрес> с кадастровым номером № с прекращением государственной регистрации возникшего права в ЕГРП, признать право собственности города Ярославля на указные доли недвижимого имущества.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья Ю.В. Куклева

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн