Дело № 2- 655/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2017г. г. Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Юдиной Н.В., при секретаре Буйских М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова ФИО10 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Степанов А.Б. обратился в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения, в обоснование иска указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Министерстве обороны в Дальневосточном военном округе. На момент прохождения службы за ним было закреплено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ был переведен в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ был уволен из рядов Вооруженных сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. При увольнении, по настоянию руководства, им был подписан рапорт, о том что его семья обеспечена жилым помещением от Министерства обороны, которое расположено по адресу: <адрес>. Однако после увольнения выяснилось, что данное жилое помещение за ним не числится. В настоящее время собственного жилья не имеет, его финансовое положение не позволяет его приобрести самостоятельно.
Им были направлены заявления в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» с требованием обеспечить его жилым помещением, положенным им на основании закона, но ответчик отказывается принимать меры по обеспечению его жилым помещением. Считает ответ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» неправомерным, необоснованным и нарушающим его права как военнослужащего. Действовавшим на момент предоставления квартиры приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 года № 288 (аналогичные положения содержатся в приказе Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80) было установлено, что гражданский персонал обеспечивался на период работы только служебными помещениями. ФГКУ «Востокрегионжилье» неверно определило факт обеспеченности его жилым помещением, основываясь на рапорте которым им был подписан по настоянию руководства в момент увольнения. Он не мог предполагать, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> не перейдет ему по праву собственности после подписания рапорта о том, что он и его семья обеспечена жилым помещением. Ответчик не исполняет возложенные на указанный орган обязанности по обеспечению военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, жильем.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования. Согласно уточнениям иска указал, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № по воинской части № истец был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Продолжительность службы с ДД.ММ.ГГГГ, и два года срочной службы. На момент увольнения из службы в рядах Вооруженных сил РФ (ДД.ММ.ГГГГ) проживал в составе семьи- он, супруга, трое дочерей по адресу: <адрес>. На момент увольнения из Вооруженных сил РФ он и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением от Министерства обороны РФ. Просит обязать ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить его Степанова А.Б., и членов его семьи ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты или приобретения жилья или строительство жилого помещения) с выдачей соответствующего свидетельства (сертификата).
В судебное заседание истец Степанов Ю.Б. не явился в связи с отдаленностью проживания, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Юдина Н.В. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что учетного дела Степанова А.Б. в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не имеется. Был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части. При этом в вышеуказанном приказе не указана нуждаемость военнослужащего в обеспечении военнослужащего в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства. До 31.12.2004 г. учет военнослужащих и постановку на учет военнослужащих и уволенных с военной службы нуждающихся в жилых помещениях осуществляли органы местного самоуправления. С 01.01.2005 года данная обязанность возложена на Министерство Обороны РФ. На момент увольнения с военной службы истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания. Истец был уволен и исключен из списков личного состава в 1999 году, а заявление о признании нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма в Министерство обороны Российской Федерации поступило только в 2016 году. По смыслу ст. 15 76-ФЗ не предусматривается обеспечение жилым помещением уволенных военнослужащих, которые на момент увольнения не состояли не учете в качестве нуждающихся. Истец Степанов А.Б. до увольнения с военной службы либо, а также при увольнении с военной службы с документами в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался. Таким образом, право военнослужащего на обращение в компетентные органы для решения жилищного вопроса является исключительным правом самого военнослужащего. Исходя из вышеизложенного, гарантии по обеспечению жилыми помещениями по линии Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, в связи с чем, признание нуждающимся в получении жилья с соответствующей постановкой на учет в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Согласно выписки из приказа главнокомандующего Военно-воздушными силами по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ, старший прапорщик Степанов А.Б., досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно выписки из приказа командира войсковой части № № старший прапорщик Степанов А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения и направлен на учёт в <данные изъяты> для постановки на учет. Имеет 3-х комнатную благоустроенную квартиру в <адрес>. Выслуга лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты> месяцев.
Из материалов дела усматривается, что старшим прапорщиком Степановым А.Б., ДД.ММ.ГГГГ, проходящим военную службу, подан рапорт о том, что имеет 3- комнатную благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, и при увольнении из Вооруженных сил РФ по подпункту А пункта 2 ст. 51 Федерального закона (в связи с организационно-штатными мероприятиями) по жилой площади претензий к МО РФ иметь не будет.
Согласно листа беседы Степанов А.Б. имеет трехкомнатную благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>.
Из текста листа беседы следует, что Степанов А.Б. о своем праве быть обеспеченным жилым помещением не выразил.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, для признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением необходимых документов, подтверждающих их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Возможность принятия на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы, Инструкция не предусматривает.
Согласно материалам дела истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поступившее в ФГКУ «Востокрегионжилье» РФ ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения с военной службы.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 года, действующих на момент увольнения истца из Вооруженных Сил РФ.
Согласно Правилам (п. п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (ч. 5).
Из содержания приведенных норм следует, что признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях уполномоченными органами Министерства обороны осуществляется лишь в период военной службы, до момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вышеуказанной инструкцией, не содержат указания на возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и не принятых на жилищный учет в период военной службы.
Согласно сообщению начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ за №, адресованному Степанову А.Б., последнему указано, что Степанов А.Б. не признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации по ранее установленному порядку.
Истец не представил, и судом не добыто, доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее, он заявил о своем праве об обеспечении его жилым помещением, и вследствие этого уполномоченными органами принято решение о принятии на учет истца до даты исключения его как военнослужащего из списков личного состава воинской части в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с ст. 2 вышеуказанного Закона, статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
На момент обращения в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, Степанов А.Б. не являлся военнослужащим, а относился к гражданам, уволенным с военной службы (статья 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Таким образом, на истца распространяются все социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством для данной категории граждан, но получение таких социальных гарантий и компенсаций должно реализовываться в установленном законом порядке.
В настоящее время Степанов А.Б. военнослужащим не является, истец статус военнослужащего утратил, в связи с чем правовых оснований для возложения обязанности на ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить его Степанова А.Б. и членов его семьи жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии у суда не имеется.
Решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или улучшения жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Степанова ФИО11 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2017г.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова