8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о предоставлении жилого помещения № 2-5397/2017 ~ М-5225/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2017г. <адрес>

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре ФИО3

с участием истца, представителя истца, представителя ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указала, что ФИО1, согласно договора найма от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> (ранее ул. В-Южина) <адрес>, общей площадью 11,6 кв.м. Наймодателями жилого помещения являются ответчики. Согласно заключению специалиста, Саратовской научно - исследовательской лаборатории судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> для проживания непригодна, т.к. физический износ конструктивных элементов более 80%, на стенах и потолке сплошные пятна от протечек, имеются сквозные трещины, полы деформированы, имеется провис потолка, что угрожает проживанию. ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом <адрес> совета народных депутатов <адрес> было принято решение № о признании <адрес> по улице В-Южина (сейчас Мясницкая) в <адрес> - аварийной. Квартира, в котором живет истец, признана аварийной, отселение жильцов дома не состоялось, несмотря на то, что состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. На основании вышеизложенного, просит суд обязать ответчиков предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилье, которое будет равнозначно общей площади, занимаемой квартиры, но не менее 11,6 м2, и находящееся в пределах населенного пункта МО «<адрес>». Взыскать с ответчиков государственную пошлину в размере 300 руб., расходы по оплате юридических услуг в сумме 19 440 руб.

Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали, просили предоставить истцу жилое помещение на условиях социального найма.

Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что истица не состоит на учете как малоимущая и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Для постановки на учете не обращалась.

Представители ответчика администрации муниципального образования «<адрес>», третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).

Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются в настоящее время межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на состав семьи один человек 25.09.1974г. Исполнительным комитетом <адрес> совета народных депутатов <адрес> был выдан ордер на занятие одной комнаты жилой площадью 11,3 кв.м. в <адрес>).

16.11.1983г. с истицей был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно заключению специалиста, Саратовской научно - исследовательской лаборатории судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> для проживания непригодна, т.к. физический износ конструктивных элементов более 80%, на стенах и потолке сплошные пятна от протечек, имеются сквозные трещины, полы деформированы, имеется провис потолка, что угрожает проживанию.

ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом <адрес> совета народных депутатов <адрес> было принято решение № о признании <адрес> по улице В-Южина (сейчас Мясницкая) в <адрес> - аварийной. Указано на необходимость просить руководство Центрального Научно-исследовательского института измерительной аппаратуры о внеочередном улучшении жилищных условий ФИО1 <адрес>ное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по ул. В.-Южина включить в перечень аварийных.

17.04.1991г. директором Районного многоотраслевого производственного объединения ЖКХ было направлено письмо в адрес Центрального Научно-исследовательского института измерительной аппаратуры о внеочередном улучшении жилищных условий ФИО1

ФИО1 как инженер отд.440 по месту работы была включена в список сотрудников, проживающих в аварийных домах. Изложенное подтверждается выпиской из протокола № заседания президиума профсоюзного комитета от 06.06.1991г. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» отселение граждан из многоквартирных домов <адрес>, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, осуществляется в рамках ведомственных целевых программ.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1 и ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Вместе с тем для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, в силу положений ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательными условиями для предоставления жилья по договору социального найма являются малоимущее положение лица и признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в установленном порядке, тогда как в отношении истца такие условия отсутствует.

При этом, сведений о том, что жилое помещение грозит обвалом или иным образом создает угрозу жизни истца, в суд не представлено.

Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «<адрес>» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 34 Устава <адрес> под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы муниципального образования. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города с правами юридического лица учреждаются решениями городской Думы с одновременным утверждением Положений о них.

<адрес> муниципального образования «<адрес>» в соответствии с Положением об администрации <адрес> муниципального образования "<адрес>", утвержденным Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 36-398, является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "<адрес>", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "<адрес>" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории <адрес> (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами; наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ суд установил, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об удовлетворении заявленных истцами требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В иске ФИО1 к администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд <адрес>.

Судья      А.А. Даниленко

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн