Дело ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2017 года
Вахитовский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Малковой Я.В.,
при секретаре Сагдеевой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гороховатченко А.И. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Гороховатченко А.И. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения, в обоснование иска указав, что решением ... нарсуда г.Казани от ... Г. лишена родительских прав в отношении семерых несовершеннолетних детей: Гороховатченко ...р., ... ... г.р., ... г.р., ... г.р., ... и истца А. Решением ... от ... ... Совета народных депутатов Исполнительного комитета г.Казани за вышеуказанными несовершеннолетними детьми Г. в том числе и за истцом закреплена жилая площадь по адресу: .... В дальнейшем, указанная квартира была разменяна администрацией ... на две однокомнатные квартиры по .... Однако после размена ... по ... за истцом новое жилье закреплено не было. Данный размен был произведен в период пребывания истца в ... детском доме смешанного типа, где истец находился с ... год. В ходе проведенной прокуратурой района проверки в ... году установлено, что ... доме по ... не имеется, выявлено, что в решении ... от ... ... Совета народных депутатов Исполнительного комитета г.Казани о закреплении жилой площади за несовершеннолетними детьми Г. допущена опечатка, не правильно указан номер дома, ... вместо .... В ходе проверки прокуратуры ... в .... обнаружены поквартирные карточки, согласно которым в ..., в документах указана ... - предыдущее название ..., с ... года был прописан Гороховатченко И.К. вместе с детьми ... и истцом. Кроме того, установлено, что в соседней ... была также прописана Г.. Согласно поквартирной карточке, с ней также были прописаны дети ... и истец. В ходе прокурорской проверки, документально установить, на каком основании ....... по ... была разменяна на однокомнатные квартиры по ... не представилось возможным. Однако, в тоже время было установлено, что ... по ..., закрепленная ... за детьми Г. в т.ч. и за истцом, на основании решения ... Совета народных депутатов ... от ... передана для проживания ФИО1 (ордер ... от ... ). В последствии .... на основании договора купли-продажи между Приволжским ПТЖХ ЖЭУ ..., выступающего от имени Совета народных депутатов ... и ФИО1, указанная квартира передана в собственность ФИО1 Согласно действовавшему на тот период семейному законодательству, а именно ст. 120 Кодекса о браке и семье РСФСР от ... (ред.от ...-...) органами опеки и попечительства являлись исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов. Опека и попечительство устанавливались исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового или сельского Совета народных депутатов по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству или по месту жительства опекуна (попечителя). Осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы народного образования в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными и на отделы социального обеспечения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагалось на администрацию учреждения, в котором находится подопечный. В данном случае на ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом». Для охраны имущественных интересов этих лиц, получение пенсии, управление имуществом и т.п., в необходимых случаях мог быть назначен опекун над имуществом. Кроме того, ст. 128 Кодекса было определено правило о том, что если у лица, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества возлагается на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. В случае необходимости этот орган может назначить опекуна над имуществом. Однако в ходе прокурорской проверки было установлено, что в нарушение законодательства, действия Совета народных депутатов ... передаче закрепленного за Гороховатченко А.И. жилья ..., для проживания ФИО1 с последующей передачей его в
собственность на основании договора купли-продажи, а также обмен указанного жилья на две однокомнатные квартиры по ... происходили без ведома как ... детского дома, представляющего интересы несовершеннолетнего Гороховатченко А.И., так и органов опеки и попечительства. Разрешение органов опеки и попечительства ни в одном из случаев получено не было. В результате прокурорской проверки установлено, что нарушение жилищных прав Гороховатченко А.И. произошлои по вине органов опеки и попечительства ..., несмотря на то, что обязанность по охране имущества подопечного возлагалась на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества, из-за бездействия его сотрудников данная обязанность не выполнялась, в результате чего с указанным жильем были проведены ряд незаконных действий по его отчуждению. Права Гороховатченко А.И., выбывшего из ГБОУ «... детский дом» органом опеки и попечительства защищены не были. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении родных братьев истца-..., которые также имея закрепленное жилье ..., свое право на него, согласно ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. №8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», ввиду бездействия администрации ... и органов опеки и попечительства до настоящего времени не реализовали. ... истец обратился в данный орган с заявлением о постановке на учет как имеющий право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако решением от ... истцу было отказано во включении, в связи с достижением возраста 23 лет. За истцом было закреплено жилое помещение и при надлежащем контроле со стороны работников органов опеки и попечительства по месту нахождения имущества и при не допущении отчуждения жилья детей-сирот Гороховатченко- право на жилье было бы реализовано, истец и его братья, выйдя из детского дома, реализовали право на жилье с помощью закрепленного за ними жилья. В настоящее время истец с женой и тремя детьми зарегистрирован и проживает в 1 - комнатной ..., т.к. недвижимость у истца на праве собственности или по найму отсутствует. Основным нанимателем данного жилого помещения ... является сестра истца, которая не согласна на проживание истца в ее квартире. Истец указывает, что право на закрепленное за истцом жилье не было реализовано не по его вине, а из-за ряда незаконных действий Совета народных депутатов ... по передаче закрепленного за истцом жилья для проживания ФИО1 с последующей передачей его в собственность, произошедших без ведома как Чистопольского детского дома так и органов опеки и попечительства, а также бездействия сотрудников органов опеки и попечительства по месту нахождения закрепленного за истцом жилого помещения. На основании вышеизложенного, в силу установления прокурорской проверкой от ... нарушений жилищных прав истца в части охраны закрепленного за ним имущества, и, как следствие, невозможности законной реализации права на закрепленное жилое помещение, просит обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан обеспечить истца благоустроенным, применительно к условиям соответствующего населенного пункта (г.Казань) жилым помещением по договору найма по нормам предоставления площади жилого помещения.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен, представлен отзыв, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении иска.
Представители МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани», отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены, причины неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
К заявлению о включении в список прилагаются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты, документ, удостоверяющий личность законного представителя и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении ребенка-сироты полностью дееспособным (эмансипированным), а также документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до приобретения ими полной дееспособности, - до достижения ими совершеннолетия; 2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Решения о включении либо об отказе во включении детей-сирот в список и заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.
В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Судом установлено, что Гороховатченко А.И. родился ....
.... решением заместителя министра образования и науки РТ Гороховатченко А.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.
Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. с 1 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом N15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 17 марта 2014 года № 1367/14 утверждены Регламент по формированию и утверждению реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; форма реестра и форма сводного списка указанной категории детей; положение о Жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, действий по вселению в закрепленное жилое помещениеистец не предпринимал. После окончания ... детского дома в ... году истец с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления не обращался.
Доводы истца об обратном, а также о бездействии органов власти по защите и реализации его жилищных прав являются несостоятельными.
Оценив изложенное, суд приходит к выводу о том, что до достижения истцом возраста 23 лет он не обращался в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на момент разрешения спора ему исполнилось ... года, доказательств в подтверждение обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представлено не было.
Таким образом, имея возможность заявить о своих нарушенных жилищных правах, истец данной возможностью воспользоваться не желал, в связи с чем, право на предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, утратил.
Каких-либо обстоятельств, не зависящих от воли истца, препятствующих реализовать право на внеочередное получение жилого помещения с наступлением совершеннолетия и до 23 лет, не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах, право на обеспечение специализированным жилым помещением, предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающим с 01 января 2013 г. новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, истец не имеет, и такой обязанности перед ним у Министерства образования и науки РТ как у уполномоченного органа исполнительной власти РТ по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не возникло.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что истцом решение заместителя министра образования и науки РТ, которым Гороховатченко А.И. отказано во включении в список детей-сирот, не оспаривается, тогда как порядок предоставления специализированных жилых помещений предусматривает обязательное предварительное включение детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонд.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Гороховатченко А.И. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд ... в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.В. Малкова